Кристина Иосович
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое воздух» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : Что такое воздух?"в старшей группе.
Цель:
Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Что такое воздух“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с воздухом;
- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами,
-найти объяснение, почему предметы движутся, при влияние воздуха, что он обладает "силой"
-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; учить читать схемы
«Социально -коммуникативное развитие»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Речевое развитие»
-развивать словарный запас слов (прозрачный, невидимый, "сила",опыты)
Предшествующая работа:
-чтение загадок о воздухе, наблюдение на прогулке за деревьями (ветки качаются от силы ветра,
Оборудование и материал: коробка из под обуви, в которой посередине меньшей стороны вырезано квадратное отверстие, 10 негранёных фломастеров (или карандашей, воздушный шарик, полиэтиленовые мешки,
Наглядное пособие: схемы: прозрачный, невидимый, без запаха, бесцветный, "сила"
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим не когда?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Вдруг стук в дверь и заходит "Незнайка"
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто это? он вкусный? с ним можно играть? а потрогать?.
Воспитатель: Подожди Незнайка, не спеши. Сейчас вместе ребятами мы разберемся что такое воздух и какими свойствами он обладает.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет совсем, ха-ха-ха!
Воспитатель: Погоди, погоди! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Дети вместе с Незнайкой подходят к столу, где лежат на каждого пакет полиэтиленовый.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Незнайка! Ребята, какой мы можем сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и невидимый.
Опыт2: Давайте помашем ладошкой в лицо.
Воспитатель - Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем, как воздух движется.
Воздух мы можем почувствовать.
Незнайка: а воздух интересно вкусный?
Воспитатель: А давайте попробуем.
Опыт №3и 4
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
Воспитатель: Незнайка, и вы ребята как вы думаете, можно ли воздух услышать?
- Когда его можно услышать? (дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья -их заставляет ветер.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Пойдемте на ковер.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет:
Раз-наклон и два -наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете Воздух способен двигать предметы.
Дети: Да. Нет.
Воспитатель :А сейчас мы с вами это проверим
ОПЫТ 5: Движение коробки.
Воспитатель: теперь прошу всех к столу и ты Незнайка с нами. (садятся на стульчики вокруг стола)
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем опыт, и узнаем обладает ли воздух"силою"? Ну для этого нужна ваша помощь.
Воспитатель достает коробку в которой воздушный шарик, ставит на карандаши (которые ребята помогают выкладывать на стол рядом с друг другом) .И наполняет шарик воздухом.
Воспитатель: Мы наполнили наш шарик воздухом, а теперь давайте попробуем его отпустить и посмотрим что же произойдет?
Воспитатель: что происходит с коробкой?
Дети: она движется.
Воспитатель: Шар сдувается и коробка движется вперед, потому что выходящий из шарика воздух с силой толкает ее. когда воздух весь вышел коробка остановилась, потому что на нее уже не влияет не какая сила.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: Воздух обладает силой.
Воспитатель: Сколько много всего мы узнали, давайте подведем итог.
Воспитатель: Незнайка и ты отвечай, что ты сегодня узнал о воздухе, а его свойствах?
На ответы детей крепятся схемы:
Свойство-ПРОЗРАЧНОСТЬ
-БЕЗ ЗАПАХА
-БЕСЦВЕТНЫЙ
-ОБЛАДАЕТ СИЛОЙ
Незнайка. Ребята я сегодня много узнал о воздухе. Но мне пора. Очень хочется поделиться со своими друзьями, своими новыми открытиями. До встречи. (уходит)
Воспитатель: Ребята, и наше исследования на сегодня закончились, вы молодцы- были настоящими учеными.