Елена Розанова
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Осень. Звук [М], буквы М, м»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми подготовительной группы
компенсирующей направленности
Образовательная область:
Речевое развитие
Тема:
«Осень. Звук [М], буквы М, м»
Коррекционно-образовательные цели.
Активизация и актуализация словарного запаса детей.
Расширение знаний детей о многообразии звуков родного языка;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы „Осень, Звук [М], буквы М, м“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Ознакомление детей со звуками [М], [М ], закрепление навыка правильной артикуляции звука;
Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений);
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).
Формирование умения определять позицию звука в слове;
Ознакомление детей с буквами М м.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие фонематического восприятия;
Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
Развитие артикуляционной, общей и тонкой моторики;
Развитие речевого дыхания;
Развитие внимания, восприятия.
Коррекционно-воспитательные цели.
Воспитание навыков самостоятельности, активности, инициативности.
Воспитание навыков взаимопомощи.
Оборудование. Предметные картинки с изображением предметов начинающихся со звуков [М], [М’], дидактическая игра «Твердый – мягкий», контейнер с фишками и пособие «Окошки» для определения места звука в слове, демонстрационный материал для чтения: буква, слова, предложение, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу и располагаются полукругом, стоя лицом к педагогу.
Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
А что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях меняют свой цвет и опадают).
Как это явление можно назвать одним словом? (Листопад).
Сейчас и мы устроим в группе такой листопад.
Дыхательная гимнастика:
Разноцветные листья на ветках висят (держим листок неподвижно)
Ветер тихо колышет, они будто спят (легонько подуть на середину листка).
Ветер ветки деревьев качает легко (медленно качаем руку с листком)
Будто эти листочки все спят глубоко (дуем, стараясь попадать на покачивающийся листок).
Но холодной погоде ветер будто не рад, (держим листок неподвижно)
Он срывает листочки – начался листопад. (дуем сильно, чтобы листок улетел из руки, другой рукой держать за нитку, чтобы не упал на пол)
Ребята, закройте на мгновение глаза. Слышите, ветер шумит, мелкий осенний дождик начинает моросить. Эти осенние погодные явления добираются к нам отовсюду: из жарких и холодных стран, с берега моря и с вершины горы. Давайте спросим у ветра и дождя, откуда они к нам прилетели.
Самомассаж «Ветер»
Где ты, дождик, побывал?
Где ты, дождик, поливал? (Проводим кончиками пальцев ото лба через виски до подбородка)
Я на улице гулял
И детишек умывал (Умывающие движения ладонями)
Мыл глаза им (Проводим кончиками пальцев под нижним веком)
Брови мыл (Проводим кончиками пальцев по бровям)
И про уши не забыл (Трем ладонями уши)
Ну а ветер, ты, где был? (Волнообразные движения вытянутыми вперед руками)
Я вам волосы сушил (Проводим по волосам ото лба к макушке)
Щекотал вам щеки (Щекочущие прикосновения к щекам)
шею (Щекочущие прикосновения к шее)
И бока вам гладил смело (Поглаживание по бокам)
Ребята, присаживайтесь на стульчики, (дети присаживаются на стульчики лицом к доске) послушайте загадку:
Его держу я за шнурок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел за облака.
Как вы думаете, о чем эта загадка? (о воздушном шарике)
Как вы догадались? (держали за шнурок, улетел за облака)
Артикуляционная гимнастика
Представьте, что вы в магазине:
Просим у мамы в магазине шар – грустное лицо
Мама не хочет нам его покупать – надуваем щеки
Мама согласилась купить шар – улыбка
Благодарим маму за покупку, целуем в щеку – трубочка
Какой красивый шар – цоканье
А у вас нет такого шарика – иголочка
Ребята, когда воздушный шарик покупают в магазине он не такой большой, красивый, яркий, как нам хочется.
Чтобы он стал таким, что с ним надо сделать? (Надуть)
Мы вышли из магазина, в руках шарик.
Сейчас мы встанем и его надуем.
С – С – С – С – С – надуваем шарик (дети произносят звук С, дуя в ладони, сложенные лодочкой).
Ты лети, лети, лети, Плавное помахивание кистями рук
Возвращаться не спеши, Грозим указательным пальцем правой руки
Облети вокруг Земли, Показываем обеими руками большую окружность
Но смотри не упади. Грозим указательным пальцем левой руки
Облети вокруг Земли Поворот вокруг своей оси, Останавливаемся лицом в круг, показываем на себя обеими руками.
К нам обратно прилети.
И вот воздушный шар отправился в путешествие вокруг Земли, мы с вами тоже отправимся в путешествие. Это волшебное путешествие в страну звуков.
2. Основная часть
Дети садятся на место, им предлагается ответить на вопросы:
- какие бываю звуки? (гласные и согласные)
- как мы узнаем гласные звуки? (их можно пропеть)
- какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими)
- каким цветом на схеме обозначаем мягкие согласные? (зеленым)
- каким цветом на схеме обозначаем твердые согласные? (синим)
Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
(выделение первого звука в слове и определение твердости - мягкости)
Перед детьми лежат синие и зеленые флажки.
Возьмите, пожалуйста, в одну руку синий флажок, а в другую – зеленый. Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать флажки: на согласный твердый звук – синий флажок, а на согласный мягкий – зеленый.
П, Т, Т, М, М, С, С, П, К, К, Б, П, Т, Б.
Молодцы, вы все справились с этим заданием.
А теперь задание посложнее. Сейчас я буду произносить слоги, а вы будете поднимать флажки: если слог начинается с согласного твердого звука – синий флажок, а если с согласного мягкого – зеленый.
ТА, ТЯ, МА, МО, МУ, МИ, КИ, КА, НА, ПА, ПО, ПИ, НИ, НУ, ТУ.
Молодцы, вы все справились и с этим заданием.
А теперь самое сложное задание: Сейчас я буду произносить слова, а вы будете поднимать флажки: если слово начинается с согласного твердого звука – синий флажок, а если с согласного мягкого – зеленый.
МАК – МЯЧ – КОТ – КИТ – НОТА – НИНА – НИТКА – ПЕСНЯ – ПУХ – ПОЧКА – ТОМ – ТЁМА.
Молодцы, вы все справились и с этим заданием.
Упражнение для совершенствования грамматического строя речи
(составление простых распространенных предложений)
Ребята, помните, какое сейчас время года?
А теперь давайте составим предложения со словом «осень».
Осенью птицы улетают в теплые края.
Наступила золотая осень.
Осенью звери готовятся к зиме.
Осенью созревает урожай овощей.
Осенью созревают фрукты.
Листопад бывает только осенью.
И наши воздушные шарики отправились в путешествие тоже осенью.
В пути они встретили много всего интересного, и мы сейчас попробуем называть всё, что встречалось шарикам на пути, ласково:
Птица – птичка Гнездо – гнездышко
Солнце – солнышко Ветер – ветерок
Цветок – цветочек Листок – листочек
Почка – почечка Туча – тучка
Ветка – веточка Облако – облачко
Упражнение «Что лишнее?»
(Совершенствование синтаксической стороны речи предложения с противопоставлением).
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете приметы осени.
- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.
Появляются проталины, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается листопад, дни становятся короче.
(Проталины появляются не осенью, а весной.)
Опадает листва, начинается ледоход, по утрам начинаются заморозки, созревают яблоки.
(Ледоход начинается не осенью, а весной. Или:
Осенью начинается не ледоход, а листопад.)
Животные готовятся к зиме, созревают яблоки, начинаются сильные морозы, птицы улетают на юг.
(Сильные морозы начинаются не осенью, а зимой.)
С крыш свисают сосульки, выпадает первый снег, листья желтеют и опадают.
(Сосульки свисают не осенью, а ранней весной.)
- Молодцы! Вы были внимательными, исправили все ошибки и дали объяснения.
Упражнение «Назови предмет у себя и соседа»
- А теперь мы поиграем.
У каждого из вас карточка с изображением предмета, но вы будете называть, не только предмет, который изображен на вашей карточке, но и предмет соседа. Например:
Мне досталась картинка с изображением мха, я составлю предложение:
На моей картинке мох, а на Катиной – медвежонок.
( карточки для работы: мост, машина, медведь, молоко, мебель, муха, малина, магазин)
- Молодцы! Вы были внимательными, справились с заданием.
Знакомство со звуком М.
А кто заметил, что общего у всех этих слов? (Все они начинаются со звука М)
Давайте попробуем определить, какой это звук, гласный или согласный? (Согласный).
Как определили? (Его нельзя попеть и потянуть).
Звук М может быть твердым и мягким, давайте произнесем еще раз этот звук по очереди, сначала твердо, потом мягко.
А сейчас мы с вами будем определять место звука в слове.
Работа со схемой и пособием «Окошки»
Дети выбирают фишку, соответствующую звуку М (сине-зеленую) и выкладывают ее в «окошко» соответствующее месту звука в слове :
В первое – начало слова
Во второе – середина слова
В третье – конец слова.
Слова для работы:
мак домик дом
машина замок сом
муха туман альбом
Физкультминутка
Пришло время немного отдохнуть. Становитесь в круг, сейчас мы вспомним, что знаем об осени.
Осень длинными шагами приближается к домам (идем по кругу широкими шагами)
В воздух листья поднимает тут и там, тут и там. («поднимаем» движения ладонями снизу вверх)
То сорвет с макушки клена, (тянемся на носочках, «срываем»)
То поднимет их с земли, (наклоняемся, «поднимаем»)
То закрутит, то завертит,
(«моторчик» вращаем вокруг друг друга руки, согнутые в локтях)
То фонтаном бросит их. (резко вскидываем обе руки вверх)
Ветер тучи то разгонит, (руки над головой разводим в стороны)
То опять пригонит к нам (соединить руки над головой)
И дождя большие капли
Смело брызнут по дворам. (пальцами одной руки стучим по ладони другой)
Птичьи стаи улетают, (машем руками, как крыльями)
Белка прячется в дупле. (приседаем)
Вся природа увядает.
Это осень на дворе. (руки, растопырив пальцы, на уровне плеч. Медленно сводим вперед и опускаем)
Знакомство с буквой М.
Кто мне напомнит, с каким звуком вы сегодня знакомились? (М)
А сейчас я покажу вам, как выглядит эта буква.
Прикрепляю изображение букв М м на доску.
На что похожа эта буква?
Из каких элементов состоит?
Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем:
Вертикальную линию, затем наклонную, с наклоном влево, наклонную, с наклоном вправо и еще одну вертикальную линию.
Запомнили эту букву?
Вы видите на столах счетные палочки, следующее задание: выкладываем букву М из палочек.
Вывешиваю образец на доску.
Сколько палочек вам понадобится для того, чтобы выложить эту букву? (Шесть).
Не торопитесь, старайтесь, чтобы буква вышла ровная.
У всех получилось?
А теперь мы поиграем в «Школу».
Ребята, садитесь за столы.
Покажите, как вы умеете сидеть за партой :
Ноги стоят на полу,
Спина прямая,
Руки сложены перед собой.
Молодцы, так вы будете слушать учителя в школе.
Чтение слов и предложения со словами, содержащими букву М.
У меня для вас последнее задание.
Какую букву вы сейчас выкладывали? (М)
А теперь почитаем слова с этой буквой.
Открываю слова на доске:
Мама Тома
Тима пума
А сейчас вы прочтете предложение, в котором есть слова с этой буквой.
Там Тима и Тома.
Сколько слов в этом предложении? (четыре).
Назовите первое. (Там).
Назовите второе. (Тима).
Назовите третье. (И).
Назовите четвертое. (Тома).
Назовите полностью предложение.
В каких словах есть буква М? (Там, Тима, Тома)
3 Подведение итогов Вот и закончилось наше путешествие в страну звуков.
С каким новым звуком вы сегодня познакомились?
Понравилась вам ваша работа на занятии?
Что больше понравилось?
Занятие окончено. Всем спасибо.