Чебунина Светлана
Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Орнаменты в русской народной одежде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 53»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной к школе группы
Тема занятия: «Орнаменты в русской народной одежде»
Публикация «Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию „Орнаменты в русской народной одежде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Орнамент и узоры
- Темочки
Подготовил: воспитатель
Чебунина Светлана Михайловна
г. Саратов
2021
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность, двигательная деятельность.
Вид занятия: закрепление полученных знаний, умение создавать оригинальную композицию из символов через игровую деятельность.
Формы образовательной деятельности: групповая, подгрупповая.
Цель: формирование умения создавать оригинальную композицию из символов.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умения создавать оригинальную композицию из символов с помощью карандаша и линейки;
- развивать умение изготавливать орнаменты достаточно сложной конструкции;
Развивающие :
- Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание детей;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве;
- Развивать аудиальное восприятие и зрительно-пространственную ориентацию;
- Активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
- Прививать интерес к решению занимательных задач с логическим смыслом;
- Воспитывать внимательность, сообразительность, дружеские взаимоотношения между детьми.
Планируемый результат: дети владеют навыками создания оригинальной композиции из символов; различают и называют плоские и объёмные геометрические фигуры; развито умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа; понимают условные обозначения; способны логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи.
Подготовительная работа: Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением народных костюмов; Беседа на тему: «Золотые руки мастеров»,«Крестьянская изба», «Изделия плетеное из бересты и лыка», «Одежда и обувь»; Подв. Игра : «Ярмарка».Чтение художественной литуратуры : русская народная сказка «Василиса Прекрасная»;П. Ершов «Конек-горбунок», р/н сказка «Хаврошечка»; Пальч. игра «Одежда».
Оборудование: Магнитная доска; сундук; одежда; куклы в народных кастюмах; картинка русская народная одежда; аудиозапись музыкального оформления; раздаточный материал :лист А4– 1 шт., линейка– 1 шт., восковой мелок– 2 шт.
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей Время
1
2 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю поиграть: Подумайте, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Если солнышко - встанут те, у кого хорошее настроение, тучка – присядут на корточки те, у кого грустное и печальное. (проводится упражнение-игра)
Стук в дверь. За дверью посылка от хозяюшки.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь что-то лежит, давайте мы попробуем посмотреть. Какая-то коробка. (рассматривание коробки)
В: Ребята, как вы думаете, что это за коробка? (Рассматривание коробки)
В: Что такое посылка?
В: Что написано на посылке?
В: Молодцы!
В: Я с вами соглашусь, эта посылка. Ребята, а вы хотите открыть посылкеу и узнать,что там?
Педагог открывает посылку и достает письмо.
Дети здороваются,
выполняют упражнение.
Дети внимательно рассматривают коробку.
Дети: Читают (кто умеет)На коробке написано,что это посылка в группу.
Дети: Посылка – это почтовое отправление вещей и предметов от одного места в другое.
Дети: адрес детского сада и название группы и от кого она.
Дети :Да!
2мин
7мин
3
4
5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемных ситуаций,
актуализация имеющихся знаний и представлений,
выполнение действий по задачам НОД
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
Рефлексия
Педагог читает письмо вложенное в посылку.
В: Здравствуйте мои дорогие, здравствуйте желанные. Давно вы ко мне не захаживали. Я вам рассказывала много интересного, показывала много предметов старины, а сегодня я предлагаю заглянуть еще раз в сундук который я вам отправила и посмотреть, что я вам прислала. Может быть, вы вспомните?
В: достает по одной вещи, предлагает вспомнить название одежды
В: Молодцы!
В: Ребята в посылке не только одежда. Педагог достает записку и куклу.
Ребята вы знаете, что у меня есть дочка Машенька, она играла на улице с куклами и решила постирать одежду ей. Налетел ветер и унес сарафан для куклы. Сарафан она сшила, а орнамент не может придумать. Ребята помогите Машеньке придумать орнамент для сарафана.
В: Ребята,а что такое орнамент?
Орнамент – это украшение на одежде, кушаках, которые ценились и носились повсеместно. Им украшались все предметы быта и сам дом. В этот орнамент вкладывался глубокий смысл. Это были настоящие послания. Самый древний орнамент — геометрический, а в настоящее время украшают растительными и сюжетными орнаментами. Из геометрические символов складывались простейшие узоры. Люди использовали символы для охраны себя и семьи и подчёркивали связь с природой. Символы все имели свое значение. (показ картинок с орнаментом) Педагог показывает указкой на каждый символ, выкладывая его на доске.
Например:
• если в орнаменте вы видите диск - розетку, он обозначал солнце;
• если вы видите волнистую или изогнутую линию – это знак воды, всего живого на земле;
• колесо с зубчиками и крестом означает небо, дождевые облака и солнце;
• деревья - это символ жизни рода, корни - это предки, ствол - живущие, крона - будущее поколение;
• ромб (квадрат) - символ земли и плодородия. Если разделен внутри еще на четыре ромба, то это – поле. Маленькие ромбики, это лунки для семян, если пусты, значит поле не засеяно;
• ромб с точками — знак засеянной земли;
• девушку с поднятыми руками - это богиня земли, плодородия, судьбы - "Берегиня".
Земные образы размещались ниже, небесные — выше.
Законы отразились и в цвете (в вышивке, живописи). Были цвета природы (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче).
В: Ребята поможем?
В: А, как?
В: Перед началом работы давайте вместе вспомним, как Машенька помогает хозяйке.
Машенька у мамы,
Любит помогать.
Попросила мама,
Одежду постирать.
Белую сорочку,
Красный сарафан,
Синюю рубаху,
Коричневый кафтан.
Мы одежду постирали,
Мы одежду полоскали,
Выжимали,
И сушили
Чтоб опрятными мы были.
В: приглашаю всех за столы.
В: Рассмотрите внимательно и назовите материалы, которые мы будем использовать сегодня.
В: А теперь я предлагаю вам составить узоры.
Педагог следит за правильностью выполнения задания, по необходимости осуществляет индивидуальную работу.
В: Дети рисуют узоры. Фоном звучит народная музыка. Педагог хвалит детей.
В: Молодцы!
Все узоры красивые, но нам надо выбрать самый лучший и отправить его Машеньке.
В: Сейчас я вам покажу как можно перенести рисунок на ткань.
(с помощью утюга педагог переносит рисунок на ткань)
Теперь можно отправлять посылку назад Хозяйке. (педагог кладет куклу в посылку)
В: Ребята, давайте встанем в хоровод и изобразим орнамент жестами и пластикой вашего тела.
Как ваше настроение? Что интересного и нового узнали? Какое настроение у вас сейчас, изменилось ли оно?
Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Молодцы!
Дети слушают педагога
Дети : это рубаха,это сарафан,это кафтан.
Рассматривание одежды.
Дети: Не знаем!
Слушают педагога.
Дети: Да!
Дети : Можно слепить, нарисовать…
Дети выполняют физминутку
Поглаживание головы, сверху вниз
Хлопки ладонями (одна ладонь сверху, другая снизу)
Две ладони прижаты к груди
Кисти рук сжаты, разжаты (ритмичные движения)
Поглаживание левой руки от кончиков пальцев до плеча.
Наклон туловища вперёд, с движением рук вдоль туловища от груди до пола
И. П. стоя руки на поясе, отведение правой руки в сторону
И. П. стоя руки на поясе, отведение левой руки в сторону
Кисти рук сжаты, разжаты (ритмичные движения)
Потряхивание кистей рук
Скручивающие движения кистями рук
Поднимаемся на носки, руки вверх, кисти вниз
Движение рук сверху вниз, акцент на соблюдение правильной осанки
Дети садятся за столы
Дети: лист, линейка и восковой мелок.
Дети рисуют узоры.
Дети выбирают лучший узор.
Дети удивляются
Дети встают в хоровод отвечают на вопросы и повторяют движения за педагогом.
20
Мин
3мин
2мин