Павлова Елена
Организация воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация воспитательно -образовательной
работы
по трудовому воспитанию детей
Публикация «Организация воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к жизни, к активному труду для пользы общества. Цель трудового обучения — сформировать активную, целеустремлённую личность, которая стремится к самореализации и самосовершенствованию, способна к творчеству и удовлетворению своих интересов. Основы трудового воспитания закладываются в дошкольном возрасте. У ребёнка появляется потребность в самостоятельной деятельности, он уже может заявить о своих намерениях и проявить свои желания и интересы.
Организация хозяйственно-бытовой трудовой деятельности в старшей - подготовительной группе.
Существует четыре вида детского труда :
-самообслуживание (направлено на удовлетворение повседневных потребностей);
-хозяйственно-бытовая трудовая деятельность (уборка группы, участка);
-труд в природе (в живом уголке, в саду и цветнике, на огороде);
-ручной труд (поддержание порядка в вещах: ремонт игрушек, починка и подклеивание книг, пришивание пуговиц и т. д.)
Организация трудовой деятельности детей в нашей группе проводится в трех формах:
-индивидуальных и совместных поручениях, которые могут быть краткосрочными, длительными и отсроченными во времени;
-индивидуальных и совместных дежурствах в столовой, занятиях и живом уголке;
-коллективного труда.
Индивидуальные трудовые задания поручаются конкретному ребёнку. Труд рядом — это переходной этап к совместному труду, когда дети выполняют свои дела рядом друг с другом. Коллективный труд бывает общим и совместным. Общий труд — дети выполняют одинаковое дело. Совместный — дети выполняют разные действия, но с общим предметом (один копает, другой садит, третий поливает и т. д.). Участники коллективного труда стремятся к единому результату, при этом выполняя разные действия. Дети должны понимать, что от их работы зависит общая цель.
Организация труда дошкольников решает следующие задачи:
-формирование у детей привычки к постоянной занятости;
-воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, желания трудиться по собственной инициативе;
-приучение к экономному расходованию материалов;
-обучение новым трудовым умениям и навыкам;
-обеспечение систематического и равномерного участия детей во всех видах труда, выявление интересов и склонностей детей, развитие творческой составляющей.
Принципы организации труда дошкольников :
-взрослые имеют непосредственное воздействие на формирование нравственно -трудовых качеств ребёнка;
-при выполнении трудовых задач ребёнок должен затрачивать определённые усилия. Это делается для того, чтобы у ребёнка не искажалось представление о труде, как о лёгком процессе;
-чётко и грамотно показывать, как нужно работать;
-трудовое воспитание должно проходить в тесном контакте с семьёй;
Труд детей должен быть разнообразным: ручным, хозяйственным, в природе, индивидуальным или коллективным.
В нашей старшей - подготовительной группе у детей уже есть определённы знания о труде. Они понимают значимость производственных и непроизводственных профессий, умеют обращаться с инструментами и бытовой техникой. Наши дети,стремятся помогать взрослым, заботятся о них и относятся внимательно к их работе.
Дети 5-7 лет должны систематически выполнять посильные трудовые обязанности и уметь работать вместе. Воспитатели нашей группы, продолжают знакомить с трудом взрослых на экскурсиях, прогулках и занятиях, объясняют взаимосвязь разных профессий. Например, ребёнку рассказывают, что булочки, которые он сегодня пил с чаем, это результат труда нескольких людей : колхозники пашут и засевают поля, собирают пшеницу; на мельницах их превращают в муку рабочие; в пекарнях кондитеры замешивают тесто и выпекают булочки; грузчики загружают булочки в машины, на которых работают шофёры; только потом булочки продают в магазине продавцы. Так дети поймут, что любой труд важен и почётен.
Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с трудом опосредованно, читая художественную литературу, рассказывая истории о работе взрослых, просматривая фильмы или мультики.
Особое место нужно отводить самостоятельному труду. Режим дня детей должен быть организован с учётом трудовых дел. В подготовительной группе дети совершенствуют навыки ручного труда в работе с бумагой, картоном, тканью, природным материалом и т. д.
Лексические темы занятий по ручному труду
«Огород. Овощи» или «Сад. Фрукты» : изготовление цилиндрического ведёрка из бумаги.
Оригами — один из вариантов ручного труда.
«Лес. Ягоды и грибы» : повторение создания цилиндрического ведёрка с дополнением, нанесение узора на его стороны.
«Мой город» : коллективно из строительного материала (кубики, конструктор, можно в песочнице) построить город.
«Альбом для фотографий» : учить детей складывать лист бумаги пополам, а потом вклеивать их друг в друга.
«Цветики-цветочки» : создание из цветной бумаги методом оригами цветов.
«Осенние сказки» : выполнение несложной композиции из природных материалов.
«Салфетка» : обучение созданию салфетки, вытягивая нитки по краю ткани.
«Пуговички» : пришивание пуговиц.
Ручной труд в подготовительной группе, развивает мелкую моторику и усидчивость.
«Кормушка» : изготовление поделки для кормления птиц из бросового материала.
К изготовлению кормушек можно привлечь родителей.
Карточки по трудовой деятельности на прогулке
Задание № 1 «Посев семян»
Цель: получение новых знаний о том, что у каждого растения свои семена. Обучение последовательным действиям посадки растений весной: вскопать грядку, подготовить семена, сделать углубление в грунте, посеять семена, присыпать землёй, полить водой. Формирование бережного отношения к окружающей среде, желания заботиться о ней. Развитие новых трудовых умений и навыков.
Задание № 2 «Полив клумб»
Цель: объяснить детям, для чего нужно поливать клумбы летом. Наблюдение за растениями. Привлечь воспитанников к поливу цветов на клумбе из лейки. Развитие аккуратности при работе с водой.
Задание № 3 «Подметание участка, дорожек, веранды»
Цель: закрепление умения пользоваться веником, необходимости постоянного наведения порядка на участке. Можно назначать ответственного за соблюдение порядка.
Задание № 4 «Уборка сухих листьев»
Цель: совершенствование навыков использования грабель и ведра. Формирование правильного распределения работы на интересную и неинтересную. Обучение доведению дела до конца. Воспитание трудолюбия
Трудовые поручения должны даваться с учётом умений и навыков каждого ребёнка.
Задание № 1 «Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться.
Задание № 2 «Дежурство в зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание № 3 «Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Картотека тем по труду в уголке природы
Задание № 1 «Полить комнатные растения»
Цель: объяснить потребности растений в свете и воде. Научить аккуратно поливать цветы в быту.
Задание № 2 «Душ для комнатных растений»
Цель: рассказать о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Картотека тем по труду на прогулке.
Особое место занимает хозяйственно бытовой труд в подготовительной группе. Картотека с целями (перспективное планирование) :
Задание № 1 «Сбор ягод»
Цель: заготовить ягоды для кормления птиц зимой и для поделок. Формирование умения работать сообща.
Задание № 2 «Заготовка природного материала для аппликаций»
Цель: выучить новые названия деревьев и растений. Обучение правильному сбору листьев и их сушке.
Задание № 3 «Кормление птиц»
Цель: привлечение детей к кормлению зимующих птиц. Формирование заботы о животных и птицах.
Картотека с целями: художественный труд
Задание № 1 «Человечки»
Цель: сделать человечка из природных материалов: шишек, семечек и веточек. Формирование воображения.
Задание № 2 «Варежки»
Цель: украсить тканевую варежку бусинками, блёстками, ленточками.
Задание № 3 «Снеговик»
Цель: сделать из пластиковой бутылки снеговика, дополнить его элементами из цветной бумаги и ткани.
Картотека с целями: коллективный труд
Задание № 1 «Зимний лес»
Цель: на большом листе ватмана создать лес из природных и искусственных материалов. Каждый ребёнок должен внести свою деталь.
Задание № 2 «Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.
В результате проведённой работы по трудовому воспитанию,у наших детей появилась потребность в самостоятельной деятельности,помощи взрослым, они уже могут заявить о своих намерениях и проявить свои желания и интересы.