Ольга Фролова
Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Публикация «Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС» размещена в разделах
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".
В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «вправо – влево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Палочки Дж. Кюизенера.
Цель: развитие у дошкольников представлений о числе на основе счета и измерение, овладение сенсорными эталонами, умением сравнивать, сопоставлять.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.
И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Древняя пословица.
Я слышу – и я забываю
Я вижу - я запоминаю.
Я делаю и я понимаю.
Первое задание:
Построить поезд из вагонов разной длины, начиная то самого короткого и заканчивая самым длинным.
Второе задание:
«Назовите число».
Третье задание:
«Составь число».
Четвертое занятие:
«Собери картинку»
Пятое задание :
«Зеркало».
Примеры игр с палочками Кюизенера.
1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т. п.
2. Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки.
3. Показать не синюю и не оранжевую.
4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик.
5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая.
6. Найти палочки равные по длине.
7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой до самой длинной и наоборот.
8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой?
9. Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа).
10. Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?
11. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.
12. Вы называете число, ребенок находит палочку.
13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой. Отнимать – из двух одну забрать.
14. Из каких палочек можно составить оранжевую?
15. Какие три нужно, чтобы получилась черная.
16. Получится ли составить оранжевую из четырех?
17. Из каких палочек можно составить число 10?
18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче?
19. Найди все, короче фиолетовой.
20. Выложите: один поезд из синей палочки, второй - из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, чтобы он стал такой длины, как длинный поезд.
21. Оранжевая и желтая – один поезд, красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда?
22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.
Литература :
1. В. В. Новых, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
2. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
3. Б. Б. Финкельштейн «Посудная лавка» (игры с цветными палочками Кюизенера для детей 5-7 лет)
4. А. А. Смоленцева. О. В. Пустовойт «Математика до школы»
5. Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки»- альбом игра.
Большое спасибо!
[/b][/i]