Наталья Душаева
Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания и педагогической поддержки со стороны взрослых. Хотя по своей сути она как бы исключает вмешательство извне, необходимо подчеркнуть, что ее успешное осуществление возможно только при целенаправленном руководстве, обеспечивающем достаточный уровень подготовленности ребенка к свободному времяпрепровождению.
Публикация «Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
Во ФГОС дошкольного образования отмечается, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают «поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что далеко не всегда 5-7 летние дети могут разумно распорядиться представленной им самостоятельностью.
Наблюдая за детьми во время свободной самостоятельной деятельности, мы заметили достаточно частые факты непродуманного, нерационального времяпровождения. Например, дети могут оставить незавершенной начатую поделку или постройку, отвлекать занятого делом сверстника, могут вносить дискомфорт в совместные игры, а порой вообще не найти полезного занятия, превратив свой досуг в безрассудное озорство, беспорядочные и примитивные действия.
Для предупреждения подобных проблем необходима работа, направленная на овладение практическим опытом организации разных видов самостоятельной деятельности.
Прежде всего, мы создаем в группе атмосферу, побуждающую детей к организационным действиям. Постоянно проявляем интерес к тому, как воспитанники собираются провести свободное время, и, соответственно, одобряем интересные замыслы, в отдельных случаях – ненавязчиво даем советы, рекомендации.
Важно постоянно следить за состоянием предметно-пространственной среды: периодически насыщать ее новыми пособиями, атрибутами, изменять расположение игрового оборудования. Каждому ребенку выделено в группе место для размещения игрушек, принесенных из дома.
Предметно-развивающая среда организована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, игры-головоломки, танграммы, развивающие и логико-математические игры.
В уголке книги литература по разнообразным темам расставлена по полкам с символами (сказки –символ –колобок, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик).
В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.
Постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.
Важное место отводится вопросам воспитателя в процессе самостоятельной деятельности детей, они могут касаться:
• Побуждения ребенка к активным действиям (как вы собираетесь провести свободное время? Что ты хочешь сделать)
• Побуждения к планированию (Как ты будешь создавать эту поделку)
• Осуществления намеченного (Почему ты стал рассматривать книгу не с начала)
• Осуществление самоконтроля, самооценки (Тебе нравиться твоя работа? А разве капитан корабля готовит обед морякам)
Вопросы заставляют детей задуматься, осмыслить свои действия, сосредоточить внимание на выполнении отдельных операций.
Реализация замыслов часто требует от детей волевых усилий, преодоления возникающих трудностей. Если у ребенка наблюдаются частые отвлечения, необоснованные переключения с одного занятия на другое, можно обратить его внимание на первоначальную цель (Ты же очень хотел построить космический корабль, или предвосхитить результат (Какая интересная поделка у тебя задумана, обязательно доделай)
Для стимулирования проявления организационного опыта дошкольников в группе мы завели «Альбом интересных дел». В конце дня в альбоме создаются коллажи с изображениями детей и их занятий. Отмечаются дети, самостоятельная деятельность которых отличалась оригинальностью, богатством содержания, достаточной устойчивостью и результативностью.
Также практикуем в группе выставки детских работ, выполненных в свободное время, подобные выставки проводим 1 раз в месяц.
Безусловно, не последнее значение имеет и педагогическая оценка. Она выступает внешним ориентировочным средством, способствующим формированию личностного отношения дошкольников к процессу организации деятельности, поддержке интересов.
Рационально и интересно проведенное свободное время детей - результат длительной педагогической работы. Без участия взрослых даже старшим дошкольникам сложно организовать эту деятельность, установить причины неудач своих начинаний, элементарно сориентироваться в количестве свободного времени, отведенного для самостоятельной деятельности. Мы представили свой взгляд на эту проблему, основанный на работах Н. С. Ежковой.