Елена Прокофьева
Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в МБДОУ «Детский сад № 11»
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает игру как основу организации всех видов деятельности детей.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей.
Публикация «Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
• Произвольное поведение, познавательные процессы.
• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
• В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
• В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы.
1. На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет инициативу в игре, способен сам выбирать род занятий и участников по игре.
2. Ребенок принимает активное участие в совместных играх, способен договариваться по поводу игры. Старается разрешать конфликты.
3. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, ребенок обладает развитым воображением.
Адекватные психолого –педагогические условия стимулируют развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дают право на ошибку, формируют познавательные интересы, поощряют готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивают успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Я использую в своей работе следующие коррекционно-развивающие программы, которые помогают достичь высоких результатов в освоении образовательной программы.
1. «Цветные путешествия» (программа разработана педагогом-психологом ДОУ на основе программы Н. М. Погосовой «Цветной игротренинг»)
2. «Давайте жить дружно!» (программа разработана педагогом-психологом ДОУ на основе программы Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
3. «Я и МЫ» Агафоновой И. Н.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Эмоциональную сферу необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается обедненность чувств во взаимоотношениях людей. Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.
Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы.
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы. Так как в этом возрасте агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.
В своей практической работе, я увлеклась таким направлением, как кинезиология.
1. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
2. Одним из интересных направлений работы с детьми является песочная терапия. Игры с песком - это одна из форм естественной активности ребёнка. Просто, привычно и доступно для детей. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие детей. В песочнице гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, мышление, внимание, а также речь и моторика. Мощно развивается тактильная чувствительность.
Самые любимые игры наших детей это:
1. Здравствуй, песочек!
2. Песочный дождик.
3. Необыкновенные следы.
4. Найди клад.
5. Юные археологи.
6. Узоры на песке.
7. Мы волшебники.
8. Песочная сказка.
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Жизнь человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, обретает душевное равновесие и спокойствие, находит гармонию с миром и с самим собой.
В нашем детском саду играют не только дети, но и родители.
Традиционные формы работы с родителями, такие как лекции, тематические консультации, не очень привлекают современных родителей, они многое знают и пользуются интернетом. Но проблемы детско – родительских отношений не уменьшаются. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе совместную деятельность родителей и детей.
Цель этих тренингов: оптимизация детско – родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания. Акцент делается на игре, потому что играя, можно оздоравливать, играя – развивать, играя – воспитывать, играя – обучать.
Например, проводятся тренинги
• «Давайте жить дружно»
• «Играем вместе с мамой»
• «Путешествие в Серебряную страну»
К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С ребенком разговаривают резким голосом, одергивают, высмеивают, общаются мало, внешне безразлично. Потребность в непосредственном общении ребенка с матерью сохраняется достаточно долго.
Так, например, С. В. Ковалевская, выдающийся математик, первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Академии наук, в своих воспоминаниях пишет: «Во мне рано развилось убеждение, что я нелюбимая, и это отразилось на всем моем характере. Иногда я испытывала желание приласкаться к маме, взобраться к ней на колени, но эти попытки как-то всегда оканчивались тем, что я по неловкости то сделаю маме больно, то разорву ей платье и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол. Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней на диване, прижималась к ней совсем близко и она начинала рассказывать мне сказки».
В результате отчужденности от матери, развиваются чувства тоски, страха и другие признаки нервозности.
Следующее новое направление в моей работе – это работа с детьми с ОВЗ.
Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу.
Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ.
В учреждении действует ПМП консилиум. Все основные задачи и функции по организации инклюзии решаются в рамках его деятельности.
Главная цель педагога-психолога состоит в подготовке всех участников образовательного процесса массовой группы к включению в нее ребенка с ОВЗ.
Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии.
В работу по социализации данного ребенка включены все специалисты, которые есть в нашем ДОУ: воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, составили индивидуальную программу сопровождения.
Наши результаты:
Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями и не может долго заниматься одной деятельностью, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.
Дополнительно с ребенком организует работу и педагог-психолог, используя в работе пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, игры по сенсорному развитию, технологии АРТ-терапии (игры с песком, рисование пальчиками и др.)
Совместная работа педагогов, родителей, способствует успешной социализации ребенка с синдромом Дауна в детском саду.
В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, знает где его полотенце, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет.
Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность. В течение дня у мальчика преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Имеет положительное отношение к простым просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной, но не всегда является активным участником деятельности.
Эффективность образовательной работы с ребенком с ОВЗ в массовой группе (где 22 ребенка) не высока. Насколько выше был бы результат, если бы с мальчиком занимался не только воспитатель, психолог, но и логопед и учитель – дефектолог, так как речь, у ребенка отсутствует.
Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что воспитатель вынуждена была практически все время находиться рядом с ребенком, т. к. деятельность его была хаотична, на прогулке гулял, где хотел, был плаксивым. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе.
Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
К феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться и само реализоваться.
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель