Надежда Симакова
Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Формирование экологической культуры начинается с раннего возраста. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования в целевых ориентирах указано, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, проявляет любознательность, пытается самостоятельно объяснить явления природы, обладает начальными знаниями о природном мире, проявляет заботу об окружающей среде.
В соответствии с данными ориентирами мы ставим цель:
Цель:
Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки;
- совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;
В своей профессиональной деятельности я уделяю большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников.
Первое, что я сделала, это начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
В моей группе предметно-развивающая среда представлена комнатными растениями, за которыми дети учатся ухаживать (рыхлят, поливают, орошают). В раздевалке у нас имеется аквариум с рыбками. Дети наблюдают за поведением рыбок, кормят их и помогают ухаживать за ними. Ежегодно в весенний период в группе создаётся огород на окошке. Регулярно обновляются тематические стенды: животные, растения, обитатели водоёма. Я создала картотеку дидактических игр на экологическую тему с подбором дидактического материала. Создала мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов М. Пришвина, В. Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других. Для поисковой исследовательской деятельности дошкольников в природе я создала уголок экспериментирования, где находятся материалы для исследовательской деятельности и опытов.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они входе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями. На участке совместно с детьми высаживаем цветы, подкармливаем птиц. Наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».
В весенне-летний период, планирую, создать на участке детского сада экологическую трапу.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). В соответствии с годовым планом работы 28.02.2017 года я запланировала открытое занятие для родителей «Зимние посиделки». Организуем выставки «Золотая осень в гости к нам пришла». Делаем для птичек кормушки, скворечники. Выпускаем природоохранные плакаты, экологических альбомов, папок-передвижек. Привлекаем родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
В своей работе большое внимание уделяю работе с социумом. Посещаем заповедник «Воронинский» и участвуем в различных конкурсах «Укрась живую ёлку», «Покормите птиц зимой», «Марш парков». Посещаем «Краеведческий музей». Участвуем в конкурсах, которые организовывает центр дополнительного образования «Радуга», посещаем библиотеку.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программу "Юный эколог" С. Н. Николаевой. Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка - неповторимы, таит в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье. Воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни необходимо начинать с раннего детства.
Так возникла идея создания кружка экологического направления.
Я разработала программу по экологическому образованию детской деятельности с перспективным планированием кружка «Родничок», в котором занимаются 12 детей, длительность занятий 20 мин.
Этот весь дидактический материал я использую при организации основной образовательной деятельности, в свободной деятельности и в ходе режимных моментов.
Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Работая в этом направлении, я хочу пожелать всем педагогам заинтересовать детей своих групп и их родителей любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2013.
2. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3.
3. Николаева С. Н. Юный эколог /Мозаика-Синтез -2004