Марина Дьячкова
Организация развивающей предметно-пространственной среды по дополнительному образованию «Театральная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и воспитанников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство для театральной деятельности.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды по дополнительному образованию „Театральная деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГТ?
Определяющим моментом при организации предметно-пространственной среды для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы её реализации.
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества
Задачи:
1. Оформить предметную среду для театральной деятельности.
2. Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).
3. Сформировать у детей представление о видах театрального искусства : драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Компьютер, диски с записями спектаклей, музыкальный центр, телевизор, игрушки, декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.).
4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).
5. Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)
6. Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)
7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств : интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.).
8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т. д. ;
9. оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.
10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.
11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие возрастные интересы и потребности детей.
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются :
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
Оснащение театрального уголка для 2-й младшей группы
• Театрально-игровое оборудование : ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок;
• Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);
• Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;
• Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
• «Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
• Различные виды настольного театра;
• Аудиозаписи музыкальных произведений,
• записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.
Оснащение театрального уголка для средней группы
• Театрально-игровое оборудование : большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов.
• Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций;
• Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, кукольный, настольный, перчаточный, куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям, а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);
• Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.) Тематика набора театральных игрушек определяется образовательной программой.
• Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности, видеозаписи.
Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе группы
• Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;
• Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
• Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра : пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.
• Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности, видеозаписи.
Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс - придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
• по сюжетной линии знакомой сказки;
• с отражением сюжета, в котором нет ни начала, ни конца (их дети придумывают сами);
• детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку (животные, сказочные герои, люди).
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей» :
- волшебные шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);
- волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
- волшебный мешочек (из которого можно достать «любую вещь»);
-волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет,
-волшебная скатерть (дети используют для имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т. д.)
- волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, умело танцевать).
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.
• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе.
• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Хочется пожелать воспитателям, при оформлении своих групповых театральных уголков, проявлять фантазию, выдумку и изобретательность!