татьяна широкова
«Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье описывается методика организации познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста
Список ключевых слов: ранний возраст, познавательная активность, экспериментирование.
В данной статье хотелось бы поделиться опытом организации познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста.
Публикация «„Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста“» размещена в разделах
Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Для того, чтобы развить и поддержать стремление воспитанников МБДОУ детского сада №21 «Теремок» г. Павлово к познавательно-исследовательским действиям была проведена следующая работа:
Во-первых, создана предметно-пространственная среда по центрам детской активности, продумано распределение материалов в пространстве группы.
Размещение материалов и оборудования для стимулирования познавательно-исследовательских действий детей должно быть мозаичным, то есть в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. В нашей группе дети могут проводить познавательно-исследовательские действия в следующих центрах активности:
• Центр воды и песка
• Центр природы и науки
• Центр физического развития
• Центр музыкального воспитания
• Центр сенсорного развития
• Центр сюжетно-отобразительной игры - уголке ряженья
• Центр настольной игры
• Центр изобразительной деятельности
Во-вторых, центры детской активности были оснащены материалами и оборудованием, необходимыми для стимулирования у детей познавательно-исследовательских действий. В этой работе придерживались рекомендаций Н. А. Коротковой, касающихся классификации типов материалов и оборудования:
Первый тип - Объекты для исследования в реальном действии, к ним относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, пирамидки, стрежни для нанизывания, матрешки, втулки, набор объемных тел и т. п., особые объекты для экспериментирования и упорядочения (разнообразного рода мозаики, игрушки забавы (с зависимостью эффекта от действия : неваляшка, волчок, заводные игрушки, оборудование для игр с водой и песком.
Второй тип- Образно-символический материал, к нему относится так называемые «наглядные пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков. Это всевозможные наборы картинок (предметные, парные, разрезные, сюжетные, последовательные из 2-3 событий, кубики (2-4 части – для установления простых отношений меду элементами – часть-целое, образные игрушки (объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т. п.)
Остановимся поподробнее на центрах активности.
Центр музыкального воспитания: помимо обычного набора предметов : - Звучащие игрушки (колокольчики, барабан, металлофон, бубен, маракас, гармошка, ложки деревянные и пластмассовые, резиновые пищалки, погремушки, для прослушивания звучания различных музыкальных игрушек контрастных по тембру и характеру звукоизвлечения- у нас есть самодельные «шуршалки» - шумовые игрушки ( бутылочки и с разным наполнением: горох, песок, рис, овсянка и т. д., (рим. 1). Дети сравнивают звучание игрушек, наполненных разными наполнителями.
Центр физического развития: - Султанчики, вертушки—Дети приводят в движение вертушку или султанчик, используя разные способы (подуть, взмахнуть рукой). Имеются разнообразные мячи (поролоновые резиновые, пластмассовые, набивные)- - Дети обследуют мячики (шарики) сделанные из разного материала на ощупь, (гладкие, с мягкими шипами, с разным наполнением, сравнивают по размеру и весу. ; Имеется доска – дартс -(дети кидают шарики, развивая меткость, и попутно убеждаются, что прилипают только шарики, имеющие липучки, (рис. 2).
- Надувные шары и ракетки-- Определяют с помощью ракетки, какой мячик (шарик) подпрыгнет выше ( мячики разного размера и с разным наполнением: воздух, крупа, вата, вода)
-Тренажер для дыхательной гимнастики (бабочки, снежинки) - Дуют на бабочки (снежинки) с разной силой. –- Особо мы гордимся массажными дорожками с разным покрытием, изготовленными родителями. Дети определяют на ощупь различные виды покрытий массажных дорожек. (колючая - гладкая, мягкая – твердая, (рис. 3).
-Изготовлена доска «Бизиборд»(рис. 4). Такая доска для детей активно развивает мелкую моторику и, кроме того, самостоятельно исследовали принцип действия и функциональность различных бытовых приспособлений.
Центр сенсорного развития- Матрешки. Дети выстраивают сериационный ряд (от большего к меньшему, от - меньшего к большему, вкладывают матрешек друг в друга (было много, стала одна).
- Баночки - стаканчики- Вкладывание и накладывание друг на друга.
- Кубики - вкладыши с прорезями основных геометрических форм. Дети подбирают геометрическую фигуру в соответствии с прорезью в кубике.
- Доски - вкладыши на разные сюжеты. Малыши соотносят форму вкладыша с углублением на доске;
- Ленточки и шнурки разные по ширине и длине- Продевают ленточки и шнуровки в разные отверстия куба.
Имеется у нас и сюжетная книга - самоделка с разными видами застежек (шнуровка, пуговицы, кнопки, липучки) со съемными деталями разными по фактуре тканями Воспроизводят сюжет на страничке - картинке с помощью подбора определенных деталей закрепляющихся разными способами (липучки, кнопочки, пуговицы
Мягко набивная игрушка «Черепаха» (крупная напольная) с разными застежками, изготовленная руками родителей (рис. 5). Определяют, какую застежку легче и быстрее застегнуть.
Уголок ряженья (сюжетно - отобразительная игра)
-Головные уборы из разных материалов для детей и кукол (плюшевые, меховые, фетровые, хлопковые, соломенные, вязанные);
- шарфы, платки;
- платья, юбки;
- меховые костюмы животных (зайчик, мишка, лисичка) Детишки определяют на ощупь некоторые свойства тканей и материалов: пушистая – гладкая, тонкая - толстая, прозрачная – непрозрачная и очень любят наряжаться.
Центру изобразител. деятельности отведено самое светлое место. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом:
- Пластилин. В ходе работы с пластилином, определяют его свойства (мягкий - жесткий, мнется, раскатывается, сплющивается, размазывается, можно вдавить в него разные детали, меняет цвет при смешивании).
- Бумага. В совместной деятельности с воспитателем знакомятся со свойствами бумаги (она разная по цвету и фактуре, на ней можно рисовать, сминать в комочек, разорвать на разные кусочки, можно разрезать ножницами, склеить между собой или приклеить к какой либо поверхности)
- Краски- определяют на ощупь свойства красок: пачкает пальчики, оставляет следы на любой поверхности, окрашивает водичку, имеет запах;
- Рисуют разными способами: кисточкой, тычками, ладошками, пальчиком.
- У нас есть доска, в форме домика (рис. 6, на которой мы проводим исследования по рисованию мелом, моркой тряпочкой, губкой, кисточкой и т. д. Дети исследуют, какой след оставляют все эти материалы.
В Центре настольной игры
- Дидактические игры:
«Что сначала-что потом», «Парочки», «Один-много», «Целое-часть», «Спрячь мышку», «Разные колечки», «Мамы и детки» Выполняют действия в соответствии с правилами выбранной игры
- Наборы объемных и плоскостных игрушек животных, овощей и фруктов, геометрических фигур. Группируют игрушки и картинки в соответствии с определенным признаком или правилом.
Центр воды и песка
- Пластмассовые, резиновые и заводные игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и другие обитатели подводного мира) - Пускают игрушки по воде и сухому песку (сравнение)
- Что нужно сделать, чтобы игрушки в воде стали двигаться? (завести или подуть, как ветерок)
- Предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл) разного веса, формы, размера, фактуры Через игру «Тонет - не тонет», определяют, какие предметы утонули, а какие остались на поверхности- Формочки разных размеров, совки, ведерки и другие пластиковые емкости- Насыпают, пересыпают песок совочками разного размера в разные емкости (каким удобнее);
- Просеивают сухой и мокрый песок, манку, горох, гречку…- Черпачки, ложечки, мерные стаканчики, сито, сачки, дуршлаги, лейки, воронки- Переливают и наливают воду разными емкостями- Мельница- Запускают в движение мельницу, используя воду, песок, крупу
( послушать разные звуки: вода – брызгает, сухой песок и мелкая крупа – шуршат, мокрый песок и крупная крупа не приводят в движение мельницу)
- Центр природы и науки
- Дидактическая кукла – «термометр» с набором разнообразной одежды. Так как дети не умеют определять температуру по термометру, то надевая разные предметы одежды на куклу, мы «определяем, какая погода на улице» : теплая шапка, шарф и варежки показывают, что на улице холодно. Резиновые сапожки и зонтик – указывают детям, что за окном идет дождь, капюшон – означает ветреную погоду и т. п.
- Ракушки, камушки, природный материал- Определяют зрительно и на ощупь сходства и различия между исследуемым материалом: разные по размеру, форме и на ощупь… Лейки, ведерки- Поливают растения из ведерка и леечки, определяют, чем удобнее действовать- Лупы- Зеркала Калейдоскоп- Фонарик- Мыльные пузыри
В-третьих, это организация совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей, для того чтобы обеспечить развивающие вариативное образование детей с учетом зоны ближайшего развития.
Помимо центров активности, в которых дети ежедневно занимаются исследовательской деятельностью самостоятельно или под руководством воспитателя, один раз в неделю воспитателем проводится занятие по ознакомлению с окружающим :«Наша группа», «Мишка», «Бабушка Арина в гостях у ребят», «Фрукты, «По дорожке в осенний лес»(согласно плану).
Кроме того, у нас действует так называемый кружок «Маленькие исследователи», который проходит в вечерний отрезок времени, один раз в две недели.
Работа кружка организуется в соответствие с планом (таблица 2.)
Занятия проводятся в вечернее время, но с самого утра мы настраиваем детей на тематику каждого занятия. Например, в этот день уделяем большее внимание игре в соответствующем центре, постепенно подводим к теме занятия на прогулке и во время проведения других режимных моментов.
Мы стараемся проводить данную работу в тесном взаимодействии с родителями : у нас имеется информационный стенд для родителей с коонкретной подробной информацией о темах занятий, иногда родителям дается «домашнее задание» (они помогают в изготовлении поделок, иллюстративного материала, оборудования и т. п.)
Так как дети еще очень маленькие, нет смысла заводить для них дневник наблюдений по проведенным исследованиям. Для этой цели у каждого ребенка есть своя коробочка, в которую они складывают после каждого занятия в лаборатории своеобразные предметы «Напоминалочки», которые помогут им потом вспомнить, чем они занимались на занятии. Вид этих «напоминалочек» зависит от проводимых занятий: это могут быть маленькие пакетики с песком, камешки, перышки, листочки, «книжечки» из бумаги разной текстуры и т. п. Время от времени мы проводим «контрольные работы» : дети достают из коробочек свои «напоминалочки», и мы проводим беседы по проведенным занятиям, для проверки усвоения материала.
Работа по познавательному исследовательскому развитию детей раннего возраста проводилась в течение всего года, при использовании разных режимных моментов, организации совместной и самостоятельной деятельности детей в центрах активности, занятия с детьми.