Оксана Малкина
Организация коррекционно-развивающей работы по Аоп до с детьми с ТНР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд. В 2022 и 2023 году произошли значительные изменения в нормативном - правовой базе и программном обеспечении всей системы образования, в следствии чего был унифицирован процесс обучения и воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ.
3 слайд. Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ТНР, в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от 24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023 г.).
ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ. Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный. Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с1 сентября по 1 июля. Сейчас мы расскажем об организации коррекционно – развивающей работы в старшей группе.
4 слайд.
Целью коррекционно-развивающей работы является:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
5 слайд.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:
- проведение индивидуальной, подгрупповой и фронтальной логопедической работы
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений;
- обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми;
Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
6-7 слайд.
Фронтальные логопедические занятия для развития лексико-грамматического строя.
5 фронтальных занятий в неделю со всеми детьми — это занятия по формированию лексико – грамматического строя; по развитию связной речи; по обучению грамоте.
Каждую неделю мы изучаем одну лексическую тему. В рамках, которой проводится работа по:
- по расширению и активизации словаря детей по лексической теме;
- по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных
- по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.
Лексическая тема недели еженедельно представлены на стенде родительского уголка. В этом учебном году предусмотрено 35 лексических тем.
8-9 Слайд.
Занятие по подготовке к обучению грамоте. На занятиях по обучению грамоте мы:
- знакомимся с понятиями слово, предложение;
- учимся делить слова на слоги;
- знакомимся с понятием звук. А затем и с звуками.
- знаем правило- звуки мы слышим и произносим (помогают их нам произносить язык, губы, зубы);
- учимся давать характеристику звукам. Звуки [а], [у] и т. д. тянутся, поются, при произнесении воздух во рту не встречает преграды. Это гласные звуки и обозначаются красным цветом;
- учимся узнавать звук в ряду с другими звуками игра «Поймай звук» (Дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук)
- учимся узнавать данные звуки в начале слова апельсин, утка.
- учимся проводить звуковой анализ слова, называем первый звук, последний звук, даем им характеристику.
- знакомимся с понятием согласные звуки (твердые, мягкие). Их характеристикой. В этом году мы приобрели отличное пособие «гномики», благодаря ему звуки запоминаются быстрее и работаем в тетради «Я учу звуки и буквы».
10 Слайд.
Развитие связной речи.
В старшей группе занятия по развитию связной речи начинаются со второго триместра, с декабря. Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание загадок так же на материале изучаемой темы недели. на этих занятиях мы работаем по пособию «Говорим правильно в 5-6 лет» О. С. Гомзяк; «тренинги по сказкам для формирования связной речи у детей» Т. А. Куликовская.
11-13 Слайд.
План логопедической коррекционной работы по звукопроизношению составляется логопедом на учебный период на основе логопедического обследования детей в сентябре. В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях и навыках ребенка
Содержание коррекционных индивидуальных занятий:
• Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях)
• Нормализация артикуляционной моторики: выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков, выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
• Нормализация речевого дыхания. Работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом. Работа над темпом, ритмом и интонацией.
• Уточнение произношения и постановка звуков общепринятыми в логопедии методами. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушений.
• Автоматизация уточненных или поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности. (Картинки, схемы, символы и т. д.).
• Дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами (в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков).
• Коррекция звукослоговой структуры слов. (при необходимости)
• Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений:
• Коррекция грамматического строя речи с учетом индивидуальных нарушений.
Работа по коррекции звукопроизношения фиксируется в Плане индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
Данные звукопроизношения всех воспитанников группы заносятся в экран звукопроизношения (приложение 4, по которому ведется контроль.
14 Слайд. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей (законных представителей) в коррекционной работе
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В логопедической группе учитель-логопед привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций, в нашем случае это тетради для домашних заданий Крупенчук О. И., старшая группа. Задания подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы.