Ольга Вавилина
Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
воспитатель ВКК
Вавилина О. Б.
МДОАУ «Детский сад
№99 «Домовенок»»
г. Орск
Все дети любят рисовать! Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Актуальность: С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение.
Центр «Творчества» позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, побудит к самостоятельным активным действиям ребёнка, где побуждает не взрослый, а предметный мир, т. к. она насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора. Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять, кроме того, приобретает особое видение мира и утонченность восприятия.
Цель организации центра творчества - создание в группах условий для развития самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
формирование творческой активности
развитие самостоятельной художественно деятельности
развитие художественного восприятия к различным видам искусств
Организация предметно-пространственной развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования должны отвечать следующим требованиям.
1. Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
2. Полифункциональность
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ.
3. Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
4. Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Изоматериалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми.
5. Безопасность
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. Высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.
Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.
В центре так же можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).
Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки.
С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы подбираются разнообразные изобразительные материалы.
Восковые, акварельные, пастельные мелки, гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, гуашь, кисти разных размеров, ёмкости для воды, подставки под кисти, разнообразные штампики.
В центре «Творчества» в большом количестве должен быть природный, бросовый материал, а так же бумага разной фактуры и трафареты. Где ребёнок в самостоятельной деятельности может проявить своё творчество, фантазию, сочетая разные материалы и создавая новые образы.
А так же материалы для лепки (пластилин, стеки, дощечки, цветное тесто); аппликации (наборы разной фактурной бумаги, клей - карандаш, ножницы, клеёнки); для развития цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные пленки, стеклышки)
Дидактические игры и пособия по цветоведению должны быть центре «Творчества», так как они развивают способности детей выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и т. д. Это ещё прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.
Например такие игры как:
«Разноцветные рыбки»
«Домики и гномики»
«Посади бабочку на цветок»
«Цветные гусенички»
«Художник и краски»
«Весёлый паровоз»
«Найди домик для карандаша»
«Весёлые вкладыши»
«Наведи порядок в вазах» и др.
У всех игр есть варианты и правила предназначены для любого дошкольного возраста детей.
Учебно-дидактический материал, игры для композиционных умений; формирования графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов штриховки) навыков использования различных техник изобразительного искусства, в том числе и нетрадиционных, так как необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже придумать свою необычную технику (образцы, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения).
Для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством использую учебно-дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного декоративно-прикладного искусства не ставят вперемешку в центре «Творчества». Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с дымковским промыслом, то в центр помещают соответствующие предметы и иллюстрации. В подготовительных группах допускается расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в группе собрана большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, то создается музей народного творчества.
Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры. Альбомы выставляются на подставки для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от изучаемой темы. В центре «Творчества» должны быть иллюстраципи и репродукции картин В. Васнецова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, А. Пластова, и других художников соблюдая возрастные особенности.
В центре развития детского творчества должны быть игровые персонажи (особенно в младших и средних группах, например: гусеничка, братцы-карандаши, акварелька, цветик - семицветик и т. д.
А так же должны быть картотеки дидактических и пальчиковых игр, лепбуки («От карандаша до кисточки», «Изучаем цвета» и др.) книги художественные, самодельные («Где живут карандаши?», «Художник паучок» и др.)
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в том числе и рисованию. Можно провести игры индивидуально или с группой детей. Физминутки проводятся с целью предупреждения утомляемости у детей.
Книги обучающие по изодеятельности содержат пошаговые инструкции для рисования, лепки какого либо героя, животного и т. д.
Игры на развитие мелкой моторики рук
«Весёлые прищепки»
«Дорисуй картину пуговицами»
«Покорми жучков»
«Шнурочки» и др.
Всё это способствует закреплению той или иной темы, знаний, а так же развитию творческих способностей детей.
Для того, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы и зажечь огонек радости творчества :
• Дети должны иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
• У детей не должно быть недостатка изобразительных материалов и бумаги.
• Детские поделки и рисунки не должны подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка творчеством.
• Рисунки и поделки, отобранные самими детьми, нужно развешивать в специально оборудованных местах (стенды, рамки по всей группе, полочки, передвижные и стационарные выставки).
• Педагог должен быть непосредственным участником творческого процесса, т. к. отношение к творчеству легко передается детям.
Прежде, чем приступать к оформлению центра, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности. Оформление центра «Творчества» может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога.
Содержание центров развития детского творчества необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а также на основе изучения передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.