МААМ-картинки

Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников

Ольга Вавилина
Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила:

воспитатель ВКК

Вавилина О. Б.

МДОАУ «Детский сад

№99 «Домовенок»»

г. Орск

Все дети любят рисовать! Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Темочки:

Актуальность: С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение.

Центр «Творчества» позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, побудит к самостоятельным активным действиям ребёнка, где побуждает не взрослый, а предметный мир, т. к. она насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора. Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять, кроме того, приобретает особое видение мира и утонченность восприятия.

Цель организации центра творчества - создание в группах условий для развития самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

формирование творческой активности

развитие самостоятельной художественно деятельности

развитие художественного восприятия к различным видам искусств

Организация предметно-пространственной развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования должны отвечать следующим требованиям.

1. Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.

2. Полифункциональность

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ.

3. Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

4. Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Изоматериалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми.

5. Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. Высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.

В центре так же можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).

Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки.

С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы подбираются разнообразные изобразительные материалы.

Восковые, акварельные, пастельные мелки, гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, гуашь, кисти разных размеров, ёмкости для воды, подставки под кисти, разнообразные штампики.

В центре «Творчества» в большом количестве должен быть природный, бросовый материал, а так же бумага разной фактуры и трафареты. Где ребёнок в самостоятельной деятельности может проявить своё творчество, фантазию, сочетая разные материалы и создавая новые образы.

А так же материалы для лепки (пластилин, стеки, дощечки, цветное тесто); аппликации (наборы разной фактурной бумаги, клей - карандаш, ножницы, клеёнки); для развития цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные пленки, стеклышки)

Дидактические игры и пособия по цветоведению должны быть центре «Творчества», так как они развивают способности детей выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и т. д. Это ещё прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.

Например такие игры как:

«Разноцветные рыбки»

«Домики и гномики»

«Посади бабочку на цветок»

«Цветные гусенички»

«Художник и краски»

«Весёлый паровоз»

«Найди домик для карандаша»

«Весёлые вкладыши»

«Наведи порядок в вазах» и др.

У всех игр есть варианты и правила предназначены для любого дошкольного возраста детей.

Учебно-дидактический материал, игры для композиционных умений; формирования графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов штриховки) навыков использования различных техник изобразительного искусства, в том числе и нетрадиционных, так как необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже придумать свою необычную технику (образцы, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения).

Для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством использую учебно-дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного декоративно-прикладного искусства не ставят вперемешку в центре «Творчества». Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с дымковским промыслом, то в центр помещают соответствующие предметы и иллюстрации. В подготовительных группах допускается расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в группе собрана большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, то создается музей народного творчества.

Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры. Альбомы выставляются на подставки для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от изучаемой темы. В центре «Творчества» должны быть иллюстраципи и репродукции картин В. Васнецова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, А. Пластова, и других художников соблюдая возрастные особенности.

В центре развития детского творчества должны быть игровые персонажи (особенно в младших и средних группах, например: гусеничка, братцы-карандаши, акварелька, цветик - семицветик и т. д.

А так же должны быть картотеки дидактических и пальчиковых игр, лепбуки («От карандаша до кисточки», «Изучаем цвета» и др.) книги художественные, самодельные («Где живут карандаши?», «Художник паучок» и др.)

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в том числе и рисованию. Можно провести игры индивидуально или с группой детей. Физминутки проводятся с целью предупреждения утомляемости у детей.

Книги обучающие по изодеятельности содержат пошаговые инструкции для рисования, лепки какого либо героя, животного и т. д.

Игры на развитие мелкой моторики рук

«Весёлые прищепки»

«Дорисуй картину пуговицами»

«Покорми жучков»

«Шнурочки» и др.

Всё это способствует закреплению той или иной темы, знаний, а так же развитию творческих способностей детей.

Для того, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы и зажечь огонек радости творчества :

• Дети должны иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

• У детей не должно быть недостатка изобразительных материалов и бумаги.

• Детские поделки и рисунки не должны подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка творчеством.

• Рисунки и поделки, отобранные самими детьми, нужно развешивать в специально оборудованных местах (стенды, рамки по всей группе, полочки, передвижные и стационарные выставки).

• Педагог должен быть непосредственным участником творческого процесса, т. к. отношение к творчеству легко передается детям.

Прежде, чем приступать к оформлению центра, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности. Оформление центра «Творчества» может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога.

Содержание центров развития детского творчества необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а также на основе изучения передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.

Публикации по теме:

Организация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее времяОрганизация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее время Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего.

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 18:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вавилина (УИ 1453902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД