Приложение МААМ

Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников

Ольга Вавилина
Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила:

воспитатель ВКК

Вавилина О. Б.

МДОАУ «Детский сад

№99 «Домовенок»»

г. Орск

Все дети любят рисовать! Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Темочки:

Актуальность: С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение.

Центр «Творчества» позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, побудит к самостоятельным активным действиям ребёнка, где побуждает не взрослый, а предметный мир, т. к. она насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора. Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять, кроме того, приобретает особое видение мира и утонченность восприятия.

Цель организации центра творчества - создание в группах условий для развития самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

формирование творческой активности

развитие самостоятельной художественно деятельности

развитие художественного восприятия к различным видам искусств

Организация предметно-пространственной развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования должны отвечать следующим требованиям.

1. Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.

2. Полифункциональность

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ.

3. Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

4. Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Изоматериалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми.

5. Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. Высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.

В центре так же можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).

Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки.

С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы подбираются разнообразные изобразительные материалы.

Восковые, акварельные, пастельные мелки, гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, гуашь, кисти разных размеров, ёмкости для воды, подставки под кисти, разнообразные штампики.

В центре «Творчества» в большом количестве должен быть природный, бросовый материал, а так же бумага разной фактуры и трафареты. Где ребёнок в самостоятельной деятельности может проявить своё творчество, фантазию, сочетая разные материалы и создавая новые образы.

А так же материалы для лепки (пластилин, стеки, дощечки, цветное тесто); аппликации (наборы разной фактурной бумаги, клей - карандаш, ножницы, клеёнки); для развития цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные пленки, стеклышки)

Дидактические игры и пособия по цветоведению должны быть центре «Творчества», так как они развивают способности детей выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и т. д. Это ещё прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.

Например такие игры как:

«Разноцветные рыбки»

«Домики и гномики»

«Посади бабочку на цветок»

«Цветные гусенички»

«Художник и краски»

«Весёлый паровоз»

«Найди домик для карандаша»

«Весёлые вкладыши»

«Наведи порядок в вазах» и др.

У всех игр есть варианты и правила предназначены для любого дошкольного возраста детей.

Учебно-дидактический материал, игры для композиционных умений; формирования графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов штриховки) навыков использования различных техник изобразительного искусства, в том числе и нетрадиционных, так как необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже придумать свою необычную технику (образцы, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения).

Для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством использую учебно-дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного декоративно-прикладного искусства не ставят вперемешку в центре «Творчества». Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с дымковским промыслом, то в центр помещают соответствующие предметы и иллюстрации. В подготовительных группах допускается расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в группе собрана большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, то создается музей народного творчества.

Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры. Альбомы выставляются на подставки для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от изучаемой темы. В центре «Творчества» должны быть иллюстраципи и репродукции картин В. Васнецова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, А. Пластова, и других художников соблюдая возрастные особенности.

В центре развития детского творчества должны быть игровые персонажи (особенно в младших и средних группах, например: гусеничка, братцы-карандаши, акварелька, цветик - семицветик и т. д.

А так же должны быть картотеки дидактических и пальчиковых игр, лепбуки («От карандаша до кисточки», «Изучаем цвета» и др.) книги художественные, самодельные («Где живут карандаши?», «Художник паучок» и др.)

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в том числе и рисованию. Можно провести игры индивидуально или с группой детей. Физминутки проводятся с целью предупреждения утомляемости у детей.

Книги обучающие по изодеятельности содержат пошаговые инструкции для рисования, лепки какого либо героя, животного и т. д.

Игры на развитие мелкой моторики рук

«Весёлые прищепки»

«Дорисуй картину пуговицами»

«Покорми жучков»

«Шнурочки» и др.

Всё это способствует закреплению той или иной темы, знаний, а так же развитию творческих способностей детей.

Для того, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы и зажечь огонек радости творчества :

• Дети должны иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

• У детей не должно быть недостатка изобразительных материалов и бумаги.

• Детские поделки и рисунки не должны подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка творчеством.

• Рисунки и поделки, отобранные самими детьми, нужно развешивать в специально оборудованных местах (стенды, рамки по всей группе, полочки, передвижные и стационарные выставки).

• Педагог должен быть непосредственным участником творческого процесса, т. к. отношение к творчеству легко передается детям.

Прежде, чем приступать к оформлению центра, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности. Оформление центра «Творчества» может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога.

Содержание центров развития детского творчества необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а также на основе изучения передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.

Публикации по теме:

Организация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее времяОрганизация среды для самостоятельной деятельности детей в группе в вечернее время Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего.

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 18:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация центра творчества в ДОУ с целью развития самостоятельной изобразительной деятельности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вавилина (УИ 1453902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД