Юлия Бреднева
Опыт взаимодействия ДОУ, семьи и библиотеки в развитии личности старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.
Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.
Публикация «Опыт взаимодействия ДОУ, семьи и библиотеки в развитии личности старшего дошкольника» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.
Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?
Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.
Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.
Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению показало: 43% родителей периодически читают книги своим детям, 30% родителей затруднились назвать любимого литературного героя своего ребенка, 20% знают перечень художественных произведений для чтения дошкольников 3-7 лет в семье и в дошкольной образовательной организации, 5% отметили, что ребенок не хочет, чтобы ему читали; у 65% родителей представление о книгах для детей было ограничено небольшим количеством авторов, знакомых им самим с детства; детскую библиотеку посещают вместе с детьми 25% родителей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что родители либо не признают значения роли книг в процессе развития детей, либо надеются на то, что ребенок приобретет необходимый читательский опыт в детском саду, либо не знают, что формирование будущего читателя начинается очень рано - уже в дошкольном возрасте.
К сожалению, пришлось признать, что книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.
Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг в 2014 году был заключен договор о взаимодействии ДОУ с детской библиотекой № 1. Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве детской библиотеки.
В соответствии с целью были поставлены следующие.
задачи:
развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;
формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;
повышение педагогической компетентности родителей.
Чтобы посещение библиотеки не стало для ребят скучной «обязаловкой», знакомство с нею проходит в форме интересных экскурсий и презентаций.
Об этом заботятся неравнодушные, знающие свое дело работники библиотеки Куликовская Анжела Эльмаровна и Иванова Ирина Сергеевна.
Дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомятся с книгами и их героями, но и читают любимые стихотворения, смотрят мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвуют в викторинах: «Знаток русских народных сказок», «Сказки Братьев Гримм», «По сказкам Г. Х. Андерсена».
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне мы вместе с библиотекой подготовили и провели цикл мероприятий: мультлекторий «Животные на войне», выставка детских работ «День Победы глазами детей», конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава», создание музейной экспозиции «Помнить, чтоб жизнь продолжалась», праздник «Дню Победы посвящается». Эти мероприятия вызвали эмоциональный отклик у всех детей, а Ярослав П. в знак благодарности подарил детской библиотеке рукописную книгу про животных «Снегирек и Шустрик», которую изготовил вместе со своей мамой.
Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание записаться в нее, в итоге записалась вся группа. Наши воспитанники являются активными слушателями и читателями абонемента и читального зала.
В детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.
Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе. Так как наш детский сад находится рядом со школой № 7, и в основном все дети пойдут в эту школу, мы с родителями организовали экскурсию в школьную библиотеку.
В результате у детей возникла идея создать настоящую библиотеку в группе. Это стало предпосылкой для проведения акций «Книги - верные друзья, нам без них никак нельзя», «Моя любимая книга» ; «Почитаем перед сном». Многие родители поддержали наше начинание и приняли участие в акциях, более того, они решили подарить детям группы интересные увлекательные книги. Так появилась групповая библиотека. Дети стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их.
Возникла сюжетно - ролевая игра «Библиотека».
Без книг прожить никак нельзя
Любому человеку,
Мы приглашаем Вас друзья,
Зайти в библиотеку!
Задачи которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.
Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети - читатели и даже настоящие библиотечные формуляры.
Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке».
Театрализованная деятельность помогает детям глубже воспринять и прочувствовать художественное произведение, обогащает жизненный опыт детей, способствует их социально - личностному развитию.
Для дошкольников чрезвычайно интересна драматизация - разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование становится важнейшим приемом в работе с художественным текстом.
Наши дети активно участвуют в театрализованной деятельности, любят превращаться в актеров, активно обсуждают декорации и костюмы.
В группе для этого созданы все условия. На театральной неделе ДОУ в ноябре ребята показали для малышей кукольный театр по мотивам русских народных сказок «Заюшкина избушка» и «Теремок».
Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса.
Для их просвещения в информационных родительских уголках мы размещаем консультации и памятки на темы. «Как стать родителем читающего ребенка?», «Как выбрать книгу?», «Вместе с книгой я росту», «Как читать?», «Как работать с книгой?».
Родители и дети – постоянные участники разных конкурсов: фотоконкурс «Книга в кругу семьи» ; конкурс на лучшую рукописную книгу.
В конкурсе, организованном городской детско-юношеской библиотекой «Мы читаем всей семьей», приняли участие две семьи : семья Алеши Ракитина и семья Широкова Данила. Обе отмечены благодарственными письмами.
В феврале 2015 г. наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акции «С миру по книжке», организованной сотрудниками детской библиотеки
№ 1. К этой акции присоединились дети и родители других групп, сотрудники детского сада: всего приняли участие 27 семей, собрано 78 экземпляров книг, журналов, раскрасок для маленьких пациентов городской больницы, чтобы скрасить их больничные дни полезным и разнообразным чтением.
Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:
- повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность. Большим спросом пользуются у детей настольные игры «Слоги и слова», «Веселый алфавит», «Буквы» и другие. Из 24 детей в группе 8 человек бегло читают, 10 - хорошо читают по слогам, отражают прочитанное в своих рисунках ;
- речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной;
- вдвое увеличилось число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении; укрепилась практика «семейного чтения»;
- повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее пользоваться её услугами. С огромным желанием дети играют в сюжетно-ролевую игру «Библиотека» в группе.
Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.