юлия сироткина
Педагогический проект «Роль развивающей игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается педагогический проект «Роль развивающей игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника»
Слайд № 2
Автор проекта Сироткина Юлия Николаевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок».
Слайд № 3
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Свое выступление я хотела бы начать со слов Ф. Шиллера «Человек играет только тогда, когда он в полном значении Слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет…»
Слайд № 4
Творческое название проекта «Играя, учимся мыслить»
Слайд № 5
Участники проекта:
Дети группы компенсирующей направленности для детей от 6-7 лет «Незабудка»
Слайд № 6
Паспорт проекта можете увидеть на слайде
По характеру координации проекта – в рамках ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие»; режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.
Слайд № 7
Актуальность
• Игра выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте;
• Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, развлечения способствует развитию гибкости мышления;
• В игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, психические познавательные процессы дошкольника: внимание, воображение, мышление, речь;
• Введение в образовательный процесс игровых ситуаций вызвано потребностью в разнообразии развивающего обучения.
Слайд № 8
Цель проекта: Развитие интеллектуального и личностного потенциала ребенка путем расширенного использования развивающих игр
Слайд № 9
Была сформирована гипотеза
Если закладывать «развивающее» зерно в игровую деятельность дошкольника, то будет достигнута ключевая роль развивающего обучения – формирование отдельных качеств личности, психических процессов дошкольника, а, следовательно, и его интеллекта
Слайд № 10
Был сформулирован основополагающий вопрос, который вы можете увидеть на слайде
Слайд № 11
И поставлены дидактические задачи
• Развитие познавательной и речевой активности в процессе игры;
• Развитие основных психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;
• Развитие сенсорных способностей и восприятия;
• Развитие эмоционально-образного и логического начал;
• Активизация креативного мышления – умения гибко, оригинально и нестандартно мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения
Слайд № 12
и методические задачи
Слайд № 13
В ходе реализации проекта возникали и решались проблемные вопросы
• Какие условия необходимо создать для успешного интеллектуального развития ребенка?
• Как повысить интерес ребенка к развивающим играм?
• Как влияет игра на развитие психических процессов старшего дошкольника?
Слайд № 14, 15
На слайдах вы можете увидеть нормативное, программное обеспечение
Нормативное обеспечение
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г.
Программное обеспечение
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Слайд № 16
Методологическую основу проекта составили труды Льва Семёновича Выготского и Дмитрия Борисовича Эльконина
Слайд № 17
Проект реализовывался через интеграцию следующих образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Слайд № 18
И основывался на следующих принципах: (принципы не читать)
– деятельностный - освоение окружающего мира осуществляется не через объяснение, не через трансляцию готовой информации, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;
– средовой (содержательные и организационно-методические принципы построения предметно-развивающей среды в группе);
– комплексный (выполнение комплексной программы с учетом интеллектуального направления развития воспитанников);
– принцип психологической комфортности – подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
– принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития
Слайд № 19
Аннотация проекта
• Игра – это особый вид непродуктивной деятельности, мотив которой связан не с результатом, а с процессом;
• Знакомство с многообразием видов развивающих игр дает возможность дошкольнику познавать объективную реальность;
• Развивающая игра делает то, что нередко сложно достичь серьёзными занятиями: совершенствует имеющиеся навыки и вырабатывает новые;
• Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по использованию развивающих игр в образовательном процессе и свободной деятельности старшего дошкольника
Слайд № 20
В ходе реализации проводились и самостоятельные исследования
• Развитие креативного мышления старшего дошкольника;
• Роль «Игрового абонемента» для родителей в повышении интереса детей к развивающим играм;
• Дидактическая игра – средство всестороннего развития дошкольника
Слайд № 21
Педагогический проект состоит из трех этапов
1 этап (подготовительный) – сентябрь
2 этап (основной) – октябрь – апрель
3 этап (заключительный) – май
Слайд № 22
Во время подготовительного этапа педагоги формировали базу проекта:
• Анализ современных программ, инновационных технологий развивающего обучения;
• Изучение методической литературы, периодических изданий;
• Разработка комплексно-тематического планирования;
• Организация деятельности «Игрового абонемента»;
• Создание предметно-развивающей среды в группе;
• Создание картотек игр: словесных, дидактических, развивающих, подвижных;
• Диагностические исследования детей (первичный мониторинг);
• Анкетирование родителей, мониторинг, родительские собрания
Слайд № 23
Во время основного этапа были проведены следующие мероприятия:
• ООД «Познание»; «Развитие речи»
• Деятельность кружка «Умники и умницы»;
Слайд № 24
• Функционирование «Игрового абонемента»;
• Открытые мероприятия для ГПО по развитию умственных способностей дошкольников;
Слайд № 25
• Конкурсы-выставки игр;
• «Дни открытых дверей» для педагогов и родителей;
• Представление проекта на научно-практической конференции в МичГАУ;
• Оформление тематических и образовательных стендов для родителей;
• Родительские собрания, консультации
Слайд № 26
Во время заключительного этапа были подведены итоги проекта
• Итоговое мероприятие для родителей;
• Разработка методических рекомендаций «Развитие интеллектуальных способностей старшего дошкольника»;
• Анализ работы «Игрового абонемента»;
Слайд № 27
• Диагностические исследования, мониторинги;
• Презентация проекта на педагогическом совете;
• Обобщение опыта работы на базе дошкольного учреждения
Слайд № 28
По окончании реализации педагогического проекта были получены следующие результаты:
Восприятие:
Различают не только основные, но и промежуточные оттенки.
Определяют признаки предметов, параметры. Могут ориентироваться
Внимание:
Длительность игры до 1 часа, произвольное внимание – 20-25 минут.
Память:
Развита произвольная память
Мышление:
Развита способность к планированию своей деятельности.
Развито образное мышление.
Воображение:
Могут сочинять истории по заданной теме
Речь:
Развит фонематический слух, выразительность, обогащена лексика
Слайд № 29
Диагностические исследования, проведенные на основе аутентичной оценки, показали следующие результаты:
Уровень освоения материала, представленного дошкольникам в рамках проекта, повысился на 28 % (учитывались высокий и средний уровни развития).
Начало года – высокий – 21%; средний – 36%; низкий -43%
Конец года – высокий – 47%; средний – 38%; низкий -15%
Слайд № 30
По окончании реализации педагогического проекта были сделаны следующие выводы:
• Систематическое использование развивающих в воспитательно-образовательном процессе повысил познавательную активность старшего дошкольника;
• Создание и решение игровых ситуаций способствовало успешной социализации старшего дошкольника;
• Проведение развивающих игр во время организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности способствовало развитию основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, что привело к дальнейшему формированию интеллектуального потенциала
Слайд № 31
Проект был реализован на базе дошкольного образовательного учреждения. С данным проектом педагог участвовал во Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества
Слайд № 32
По результатам данного проекта методическая разработка была представлена на муниципальном конкурсе авторских программ и методических разработок
Слайд № 33
Данный проект был представлен на конференции социально-педагогического института МичГАУ.
Слайд № 34
Вашему вниманию предлагаются некоторые информационные ресурсы по данному направлению
• Абрамова Г. С. «Возрастная психология» - М., 1997
• Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» - М., 1977
• Гурин Ю. В. «Игра для детей от 3 до 7 лет» - СПб., 2008
• Кузнецова А. Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет» - М., 2006
• Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленького почемучки» - М., 2007
• Эльконин Д. Б. «Психология игры» - М., 1978