МААМ-картинки

Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок

Виктория Старикова
Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

предмету : «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения) (0,5ч. в неделю, 17 ч. в год).

Настоящая программа обучения по предмету «Окружающий социальный мир» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического развития. На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью с интеллектуальными нарушениями. Москва Просвещение, 2017 г. Школьного учебного плана на 2018-2019 учебный год,

Публикация «Пояснительная записка к предмету „Окружающий социальный мир“, 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок» размещена в разделах

Структура программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» соответствует требованиям ФГОС образования обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель программы:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи программы:

- познакомить детей с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.

Коррекционные задачи:

- развитие чувственного познания;

- формирование адекватного восприятия окружающего мира;

- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

- коррекция восприятия;

- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

Общая характеристика предмета :

Обучение детей в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. Предмет «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Место предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе (2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:

Количество часов на изучение предмета «Окружающий социальный мир» 1 класс (2 год обучения)

Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю

1 класс (2 год обучения) 17 0,5ч

Распределение количество часов по четвертям.

1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого

4ч 3,5ч 5,5 4ч 17 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир» :

Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

у ученика будут сформированы:

- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

- умение работать в коллективе (ученик – ученик);

- слушать и понимать инструкцию педагога;

- обращаться за помощью и принимать помощь педагога

выпускник получит возможность для формирования:

- эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций

будут сформированы:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)пользоваться учебной мебелью;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и

работать в общем темпе

получит возможность для формирования:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

будут сформированы:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

получит возможность для формирования:

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное

высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и

электронных и других носителях).

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми

и сверстниками в процессе обучения.

будут сформированы:

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- вступать в контакт и работать в коллективе;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

получит возможность для формирования:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные планируемые результаты

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для 1 класса (2 год обучения) наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у ребёнка. При составлении индивидуальных планов для работы с учеником выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

№ Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по разделу Цель и задачи урока

1 четверть – 4 ч.

Здравствуй, школа - 2,5 ч.

1 Здравствуй, школа!

Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

Мой класс. Моя парта. 0,5 Повторить правила поведения в школе, местоположения класса, парты

2 Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш, ручка 0,5 Повторить знания об учебных вещах, их назначении и обращение с ними.

3 Как вести себя в школе. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников 0,5 Повторить правила поведения на уроках и переменах

4 Режим дня школьника. 0,5 Повторить основные моменты режима школьника

5 Представление о дружеских взаимоотношениях. Сюжетно-ролевая игра на коммуникацию 0,5 Формировать представления о дружеских отношениях в коллективе

Дом, в котором я живу-5ч

6 Соблюдение общепринятых норм поведения дома

Сюжетно-ролевая игра 0,5 формировать представление о поведении дома

7 Соблюдение общепринятых норм поведения на улице, в общественных местах

Сюжетно-ролевая игра

0,5 формировать представление о поведении на улице, в общественных местах

8 Дом

Ориентация в помещениях своего дома. 0,5 Учить узнавать (различать) части дома, типы домов.

Учить узнавать (различать) помещения квартиры

2 четверть - 3,5ч.

9 Места общего пользования в доме 0,5 Учить узнавать (различать) места общего пользования в доме.

10 Убранство дома. Мебель. 0,5 Учить узнавать (различать) мебель

11,12 Предметы посуды

Сюжетно-ролевая игра «Пришли гости». 1 Учить узнавать (различать) предметы посуды.

13 Помощники в доме (бытовые приборы) 0,5 Учить узнавать (различать) электроприборы.

14 Представление о территории двора.

0,5 Учить узнавать (различать) частей территории двора.

Улица, транспорт-1,5ч

15 Улица, двор (игровая площадка) 0,5 Расширить у учащегося представления об улице, территории двора, игровой площадки.

3 четверть - -5,5 ч.

16 Улица. Уличное движение 0,5 Учить использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы)

17 Транспорт. Автобус. 0,5 Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале;

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Я и моя семья-2ч

18 Семья. Члены семьи. 0,5 Повторить название напитков;

учить различать по внешнему виду, на вкус

19,20 Сюжетно – ролевая игра. У мамы есть сын. (Дидактическая игра кукла мальчик) 1 Расширить представления о понятие семья. Названия некоторых членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь)

21 Дом, в котором я живу. 0, 5 Знать: названия комнат дома (кухня, комната, спальня, коридор, ванная, туалет) и их назначения.

Этот рукотворный мир-2,5ч

22,23 Мебель (стол, стул, шкаф) 1 Уметь соотносить реальный предмет с картинкой. Знать некоторую мебель (стол, стул, шкаф).

24 Посуда -

Посуда (тарелка, чашка, ложка)

0,5 Учить узнавать названия некоторой посуды (кастрюля, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож) и её назначения.

25, 26 Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». 1 Учить принимать пассивное участие в коллективных играх

4 четверть- 4 ч

Мир людей (профессии)-4ч

27,28 Водитель (шофер)

Водитель-пассажир (игра)

1 Учить овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека - пассажир;

Соблюдать установленные правила.

29 Врач.

Доктор-пациент

0,5 Учить овладеть представлениями о профессии человека - врач и его соц. роли - пациент

30 Игра «Больница»

0,5

31.32 Продавец.

Продавец - покупатель (игра «Магазин») 1 Научить слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность

33,34 Повар.

Упражнение

«Что пригодится повару?»

"Я готовлю обед" 1 Научить овладеть представлениями о профессии человека- повар;

Умением делать выбор, умением вступать в контакт,

тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир» 1 класс(2 год обучения)

№ Основные темы программы Количество часов по теме Коррекционная работа Характеристика деятельности учащихся

1 Здравствуй, школа 2,5 ч. -Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование фразовой речи учащихся;

-Развитие элементов логического мышления;

-Формирование и развитие активного словаря учащихся;

-Формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;

-Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий;

-Коррекция общей и мелкой моторики.

-направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-удержание взгляда на говорящем;

-выполнение пошаговых инструкций педагога;

-выполнять действия по образцу и по подражанию.

- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;

- выполнять задания в течение определенного периода времени;

- выполнять задания от начала до конца;

- выполнять задания с заданными качественными параметрами.

- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

2 Дом, в котором я живу 5ч -Развитие фразовой речи;

-Формирование пассивного и активного словаря;

-Формирование умения слушать собеседника;

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование словообразовательной функции речи;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

-Расширение практического опыта детей.

3 Улица, транспорт 1, 5ч -Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации;

-Формирование операций мышления (анализ, синтез);

-Коррекция зрительного восприятия;

-Формирование коммуникативных навыков;

-Формирование слухового восприятия.

4 Я и моя семья 2ч -Коррекция эмоционально-личностной сферы;

-Формирования слухового восприятия;

-Коррекция процесса запоминания;

-Коррекция коммуникативных навыков;

-Формирование процессов анализа, синтеза;

-Развитие умения сравнивать, обобщать.

5 Этот рукотворный мир 2,5ч -Коррекция оперативной памяти;

-Формирования слухового восприятия;

-Формирование коммуникативных навыков;

-Коррекция процесса запоминания.

6

Мир людей (профессии)

4ч -Активизация словаря;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Коррекция мелкой и общей моторики;

-Коррекция эмоционально-личностной сферы;

-Формирование операции мышления, восприятия.

-Формирование произвольного внимания.

-Коррекция процесса запоминания;

-Формирование и развитие фонематического слуха;

-Формирование активного словаря;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Развитие общей моторики;

-Коррекция вербальной памяти;

-Коррекция нарушений устной речи.

В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:

- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);

- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);

- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);

- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);

- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);

Используются эффективные педагогические технологии:

-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход;

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные;

-здоровье-сберегающие;

-игровые технологии.

Основные межпредметные связи строятся по линии:

Окружающий социальный мир -окружающий природный мир (правила поведения на экскурсии);

Окружающий социальный мир - чтение (узнавание букв, произнесение звуков);

Окружающий социальный мир - изобразительная деятельность (узнавать на картинках изучаемые объекты, распознавание основных цветов);

Окружающий социальный мир -устная речь (называние и описание символов Нового года, называние предметов окружающего социального мира, формирование устной речи на уроках игровой направленности);

Окружающий социальный мир - ручной труд (свойства ткани);

Окружающий социальный мир -письмо (повторение изученных букв);

Окружающий социальный мир -человек (продукты питания).

Реализация НРЭО на уроках «Окружающего социального мира»

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:

Темы программы Количество часов НРЭО

Дом, в котором я живу 1

Улица, транспорт 1

Я и моя семья 1

Мир людей 1

Итого 4

Система оценки достижений учащихся

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.

«Усвоил» (у)

-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

«Не усвоил».(н/у)

-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

- невозможно выявить сформированность действий.

Учебно-методический комплекс

Базовое обеспечение:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс : Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2000г.

Дидактические пособия для учителя :

1. Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией И. М. Бгажноковой (Просвещение, 2011г.)

2. Смирнова Е. О. Детская психология. — М. : Владос, 2003. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития.

3. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А. А., Ермощенко М. Е., Смирнова А. Д

4. Шаргородская Л. В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л. В. Шаргородская. – М. : Теревинф, 2006 –56 с. – (Лечебно-педагогические программы)

Публикации по теме:

Пояснительная записка «О чем поют колокола?» . Пояснительная записка. Цель: приобщение детей к социокультурным ценностям русского народа. Задачи: - развивать интерес к историческому.

Пояснительная записка к программе по краеведению «Что такое орнамент?» Что такое орнамент? В жизни нам часто приходится встречаться с яркими, красочными узорами, которые делают необычайно привлекательными.

Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Фиксики». Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФИКСИКИ» Направленность программы: научно-техническая Возраст обучающихся:.

Фотоотчёт «Мир насекомых» для детей группы «Особый ребёнок»Фотоотчёт «Мир насекомых» для детей группы «Особый ребёнок» Работа над лексической темой зависит от уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы и может длиться от 2 до 4 недель, что.

«Разведка весенних примет». Конспект занятия по предмету «Окружающий мир» Конспект открытого занятия по предмету «Окружающий мир» (для дошкольников 6-7 лет) Тема занятия. «Разведка весенних примет» (2 занятие.

Пояснительная записка «Игра в жизни ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №4 Чановского района Новосибирской области Игра - это.

Пояснительная записка к занятию «Мой нос» Пояснительная записка к занятию. Тема занятия «Мой нос». Разработано для детей в возрасте 4- 5 лет. Реализуется в рамках Федерального.

Пояснительная записка в рамках в областного конкурса «БлогоОбучение» Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пороку – Каждый выбирает для себя. Ю. Левитанский Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как центр родительского просвещения. Пояснительная записка Пояснительная записка. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок
Опубликовано: 14 октября 2018 в 06:12
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Старикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД