Виктория Старикова
Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
(к предмету : «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения) (0,5ч. в неделю, 17 ч. в год).
Настоящая программа обучения по предмету «Окружающий социальный мир» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического развития. На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью с интеллектуальными нарушениями. Москва Просвещение, 2017 г. Школьного учебного плана на 2018-2019 учебный год,
Публикация «Пояснительная записка к предмету „Окружающий социальный мир“, 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Младшая группа
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир, 1 класс
- Окружающий мир, 2 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Структура программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» соответствует требованиям ФГОС образования обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель программы:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи программы:
- познакомить детей с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.
Коррекционные задачи:
- развитие чувственного познания;
- формирование адекватного восприятия окружающего мира;
- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
- коррекция восприятия;
- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
Общая характеристика предмета :
Обучение детей в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. Предмет «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе (2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:
Количество часов на изучение предмета «Окружающий социальный мир» 1 класс (2 год обучения)
Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю
1 класс (2 год обучения) 17 0,5ч
Распределение количество часов по четвертям.
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого
4ч 3,5ч 5,5 4ч 17 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир» :
Личностные результаты освоения учебного предмета
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
у ученика будут сформированы:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- умение работать в коллективе (ученик – ученик);
- слушать и понимать инструкцию педагога;
- обращаться за помощью и принимать помощь педагога
выпускник получит возможность для формирования:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций
будут сформированы:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)пользоваться учебной мебелью;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе
получит возможность для формирования:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
будут сформированы:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
получит возможность для формирования:
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми
и сверстниками в процессе обучения.
будут сформированы:
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- вступать в контакт и работать в коллективе;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
получит возможность для формирования:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметные планируемые результаты
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для 1 класса (2 год обучения) наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у ребёнка. При составлении индивидуальных планов для работы с учеником выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
№ Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по разделу Цель и задачи урока
1 четверть – 4 ч.
Здравствуй, школа - 2,5 ч.
1 Здравствуй, школа!
Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)
Мой класс. Моя парта. 0,5 Повторить правила поведения в школе, местоположения класса, парты
2 Школьные принадлежности (действия с ними).
Тетрадь, карандаш, ручка 0,5 Повторить знания об учебных вещах, их назначении и обращение с ними.
3 Как вести себя в школе. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников 0,5 Повторить правила поведения на уроках и переменах
4 Режим дня школьника. 0,5 Повторить основные моменты режима школьника
5 Представление о дружеских взаимоотношениях. Сюжетно-ролевая игра на коммуникацию 0,5 Формировать представления о дружеских отношениях в коллективе
Дом, в котором я живу-5ч
6 Соблюдение общепринятых норм поведения дома
Сюжетно-ролевая игра 0,5 формировать представление о поведении дома
7 Соблюдение общепринятых норм поведения на улице, в общественных местах
Сюжетно-ролевая игра
0,5 формировать представление о поведении на улице, в общественных местах
8 Дом
Ориентация в помещениях своего дома. 0,5 Учить узнавать (различать) части дома, типы домов.
Учить узнавать (различать) помещения квартиры
2 четверть - 3,5ч.
9 Места общего пользования в доме 0,5 Учить узнавать (различать) места общего пользования в доме.
10 Убранство дома. Мебель. 0,5 Учить узнавать (различать) мебель
11,12 Предметы посуды
Сюжетно-ролевая игра «Пришли гости». 1 Учить узнавать (различать) предметы посуды.
13 Помощники в доме (бытовые приборы) 0,5 Учить узнавать (различать) электроприборы.
14 Представление о территории двора.
0,5 Учить узнавать (различать) частей территории двора.
Улица, транспорт-1,5ч
15 Улица, двор (игровая площадка) 0,5 Расширить у учащегося представления об улице, территории двора, игровой площадки.
3 четверть - -5,5 ч.
16 Улица. Уличное движение 0,5 Учить использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы)
17 Транспорт. Автобус. 0,5 Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач
Я и моя семья-2ч
18 Семья. Члены семьи. 0,5 Повторить название напитков;
учить различать по внешнему виду, на вкус
19,20 Сюжетно – ролевая игра. У мамы есть сын. (Дидактическая игра кукла мальчик) 1 Расширить представления о понятие семья. Названия некоторых членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь)
21 Дом, в котором я живу. 0, 5 Знать: названия комнат дома (кухня, комната, спальня, коридор, ванная, туалет) и их назначения.
Этот рукотворный мир-2,5ч
22,23 Мебель (стол, стул, шкаф) 1 Уметь соотносить реальный предмет с картинкой. Знать некоторую мебель (стол, стул, шкаф).
24 Посуда -
Посуда (тарелка, чашка, ложка)
0,5 Учить узнавать названия некоторой посуды (кастрюля, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож) и её назначения.
25, 26 Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». 1 Учить принимать пассивное участие в коллективных играх
4 четверть- 4 ч
Мир людей (профессии)-4ч
27,28 Водитель (шофер)
Водитель-пассажир (игра)
1 Учить овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека - пассажир;
Соблюдать установленные правила.
29 Врач.
Доктор-пациент
0,5 Учить овладеть представлениями о профессии человека - врач и его соц. роли - пациент
30 Игра «Больница»
0,5
31.32 Продавец.
Продавец - покупатель (игра «Магазин») 1 Научить слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность
33,34 Повар.
Упражнение
«Что пригодится повару?»
"Я готовлю обед" 1 Научить овладеть представлениями о профессии человека- повар;
Умением делать выбор, умением вступать в контакт,
тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир» 1 класс(2 год обучения)
№ Основные темы программы Количество часов по теме Коррекционная работа Характеристика деятельности учащихся
1 Здравствуй, школа 2,5 ч. -Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;
-Коррекция зрительной памяти;
-Формирование фразовой речи учащихся;
-Развитие элементов логического мышления;
-Формирование и развитие активного словаря учащихся;
-Формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;
-Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий;
-Коррекция общей и мелкой моторики.
-направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-удержание взгляда на говорящем;
-выполнение пошаговых инструкций педагога;
-выполнять действия по образцу и по подражанию.
- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
- выполнять задания в течение определенного периода времени;
- выполнять задания от начала до конца;
- выполнять задания с заданными качественными параметрами.
- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
2 Дом, в котором я живу 5ч -Развитие фразовой речи;
-Формирование пассивного и активного словаря;
-Формирование умения слушать собеседника;
-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;
-Коррекция зрительной памяти;
-Формирование словообразовательной функции речи;
-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.
-Расширение практического опыта детей.
3 Улица, транспорт 1, 5ч -Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации;
-Формирование операций мышления (анализ, синтез);
-Коррекция зрительного восприятия;
-Формирование коммуникативных навыков;
-Формирование слухового восприятия.
4 Я и моя семья 2ч -Коррекция эмоционально-личностной сферы;
-Формирования слухового восприятия;
-Коррекция процесса запоминания;
-Коррекция коммуникативных навыков;
-Формирование процессов анализа, синтеза;
-Развитие умения сравнивать, обобщать.
5 Этот рукотворный мир 2,5ч -Коррекция оперативной памяти;
-Формирования слухового восприятия;
-Формирование коммуникативных навыков;
-Коррекция процесса запоминания.
6
Мир людей (профессии)
4ч -Активизация словаря;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Коррекция мелкой и общей моторики;
-Коррекция эмоционально-личностной сферы;
-Формирование операции мышления, восприятия.
-Формирование произвольного внимания.
-Коррекция процесса запоминания;
-Формирование и развитие фонематического слуха;
-Формирование активного словаря;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Развитие общей моторики;
-Коррекция вербальной памяти;
-Коррекция нарушений устной речи.
В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:
- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);
- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);
- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);
- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);
- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);
Используются эффективные педагогические технологии:
-личностно-ориентированные;
-деятельностный подход;
-уровневая дифференциация;
-информационно-коммуникативные;
-здоровье-сберегающие;
-игровые технологии.
Основные межпредметные связи строятся по линии:
Окружающий социальный мир -окружающий природный мир (правила поведения на экскурсии);
Окружающий социальный мир - чтение (узнавание букв, произнесение звуков);
Окружающий социальный мир - изобразительная деятельность (узнавать на картинках изучаемые объекты, распознавание основных цветов);
Окружающий социальный мир -устная речь (называние и описание символов Нового года, называние предметов окружающего социального мира, формирование устной речи на уроках игровой направленности);
Окружающий социальный мир - ручной труд (свойства ткани);
Окружающий социальный мир -письмо (повторение изученных букв);
Окружающий социальный мир -человек (продукты питания).
Реализация НРЭО на уроках «Окружающего социального мира»
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы Количество часов НРЭО
Дом, в котором я живу 1
Улица, транспорт 1
Я и моя семья 1
Мир людей 1
Итого 4
Система оценки достижений учащихся
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
«Усвоил» (у)
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
«Не усвоил».(н/у)
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- невозможно выявить сформированность действий.
Учебно-методический комплекс
Базовое обеспечение:
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс : Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2000г.
Дидактические пособия для учителя :
1. Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией И. М. Бгажноковой (Просвещение, 2011г.)
2. Смирнова Е. О. Детская психология. — М. : Владос, 2003. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития.
3. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003. Хилько А. А., Ермощенко М. Е., Смирнова А. Д
4. Шаргородская Л. В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л. В. Шаргородская. – М. : Теревинф, 2006 –56 с. – (Лечебно-педагогические программы)