марина кудашова
Пояснительная записка «О чем поют колокола?»
▼ Скачать + Заказать документы
. Пояснительная записка.
Цель: приобщение детей к социокультурным ценностям русского народа.
Задачи:
- развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России;
- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;
- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);
- формировать умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;
Публикация «Пояснительная записка „О чем поют колокола?“» размещена в разделах
- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты);
- формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Место занятия в комплексно-тематическом планировании. Познавательный досуг «О чем поют колокола?» помогает реализовать задачи образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).
• Познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа).
• Речевое развитие (обогащение и активизация словаря, развитие связной грамматически правильной речи, развитие речевого творчества).
• Художественно-эстетическое развитие (становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности).
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: содержание познавательного досуга «О чем поют колокола» способствует в развлекательной форме развитию нравственно-духовных качеств у детей, через ознакомление с историей возникновения колоколов, их значением в русской в истории, культуре (литературе и искусстве); укреплению любви детей к родной земле.
Предварительная работа:
• тонирование колокольчиков из дерева.
• оформление презентации.
• рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
• оформление выставки “Москва златоглавая”.
• заучивание стихотворений А. С. Пушкина (название)
Форма проведения: занятие-досуг.
Предполагаемый результат: дети проявляют интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России; познакомились с историей происхождения колоколов на Руси и какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве); использовали разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты); прочувствовали причастность к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
II. Схема конспекта НОД
1. Игра «Да-Нет».
2. Слушание колокольного звона.
3. Рассказ воспитателя об истории колоколов с использованием презентации.
4. Игра – эксперимент.
5. Рассказ про Саровскую колокольню.
6. Рассказ о колокольне "Иван Великий". Слушание набата.
7. Слушание "Ростовских звонниц». Рассказ о названиях колоколов.
8. Игра “Жмурки с колокольчиком”.
9. Знакомство с "Царь-колоколом" с использованием презентации.
10. Выставка “Колокольчики”. Рассказ легенду о валдайских колокольчиках.
11. Показ устройства колокола с использованием презентации.
12. Рассказ легенд о колоколах.
13. Слушание пасхального звона.
14. Вальс – шутка» Шостакович (колокольчики).
15. Рассказывание детьми стихотворений.
16. Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”.
Ш. Дидактическое обеспечение:
Технологии: информационно-коммуникативные технологии, ТРИЗ-технология, личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества, технология развивающего обучения, технология интегрированных занятий.
Дидактическое оснащение и оборудование:
• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
• Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин, Ростовские звоны).
• Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"
• Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
• Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).
• Заготовки деревянных колокольчиков гуашь, салфетки.
IV. Мотивационно-ориентировочная часть:
Вместе с друзьями выяснить в чём уникальность колоколов.
V. Организация детской деятельности:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель:
- Дети, я предлагаю вам игру «Да-нет» : дети с помощью вопросов угадывают задуманную воспитателем картинку (картинка с изображением колокола).
- Да, ребята, это колокол. Послушайте, как он звучит.
(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран).
Слайд 1
- Колокольный звон появился на Руси давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
Слайд 2
- Появился первый колокол более 1000 лет назад.
Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять).
Игра - эксперимент «Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон».
Предложить детям позвонить в колокольчики с разной высоты и сделать вывод (на какой высоте колокольчики лучше слышны)
Слайд 3
Рассказ про Саровскую колокольню
Саровская колокольня строилась на пожертвования вкладчиков с 1789 по 1799 год. По первоначальному проекту она должна была быть пятиярусной. Но при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Высота колокольни - 81 метр. Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол весил 1200 пудов (более 19 тонн). Его назвали «Тысячник», он занимал третий ярус. Колокол отливали в монастыре. Четвертый ярус занимали 18 колоколов.
Слайд 4
- Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение).
- Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат - тревожный сигнал колокола).
- А самая известная звонница находится в Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).
Слайд 5
- Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц").
- Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия : Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко и т. д.).
Игра “Жмурки с колокольчиком”
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Считалкой выбирают двух водящих – игрока с колокольчиком и "жмурку", которому завязывают глаза. Игрок с колокольчиком, непрерывно позванивая, убегает, а "жмурка" его догоняет. Если поймает, то игроки меняются ролями. Если не – снова выбирают считалкой.
Знакомство с "Царь-колоколом"
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
Слайд 6
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? (Предложить подумать, поразмышлять).
- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).
Слайд 7,8.
Обратить внимание детей на выставку “Колокольчики”.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку. (Дети рассматривают на выставке разные колокольчики).
- Посмотрите, здесь есть необычный колокольчик - валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.
- Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.
В 1478г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.
- Красивая легенда, правда?
Устройство колокола
- Хотите узнать, как устроен колокол?
Слайд 9.
- На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
- Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (Звон, звонить, звонарь, звонница, звонкий, Звенигород, звонкоголосый. Предложить объяснить смысл каждого слова).
Слайд 10 (зачитать стихотворение).
Легенды колоколов
- О колоколах сложилось много легенд.
* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение). Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” (С. Трофимова).
О церковном звоне "Благовест"
- Самый главный из церковных звонов - "Благовест".
Слайд 11 (Слушание пасхального звона).
- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам, к нам, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".
Вальс – шутка» Шостакович (колокольчики)
- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется: “Москва златоглавая, звон колоколов…” (Предложить послушать фрагмент песни “Москва златоглавая” в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”).
- Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. (Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А. С. Пушкин
Отрывок из стихотворения "Бесы"
1826-1830
- Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).
VI. Рефлексивно-оценочная часть
- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.
Вопросы:
- о каких колоколах вы узнали?
- как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой?
- что вам запомнилось о "Царь-колоколе»?
- звук каких колоколов мы прослушали?
- почему русский народ любит и создает колокола?
Предлагаю вам, ребята, позвонить в свои колокольчики и загадать желание
- Желаю вам, чтобы для вас и для ваших родных всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.
VII. Список рекомендуемой литературы
1. Александр Ярешко Колокольные звоны России 1992
2. Владислав Горохов Повседневная жизнь России под звон колоколов 2007 Издательский дом: Молодая гвардия
3. Михаил Пыляев Знаменитые колокола России 2008
4. https://bellschool.ru/belltowers/sarov