Эльвира Витальевна Белова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Огонь — друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему : «Огонь — друг или враг?»
Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опасность. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Развивать творческое воображение, речь и память детей. Развитие словаря : словообразование; активизация глагольных форм (что может делать огонь) ; объяснение значений многозначного слова «огненный».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Огонь — друг или враг?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа.
Беседы с детьми об огне и пожаре.
Работа в книжном уголке. Рассматривание фотоиллюстраций, раскрывающие две стороны огня: злые и добрые дела огня.
Чтение художественной и познавательной литературы: Б. Житков «Пожар», «В дыму», «Пожар в море», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Б. В. Зубков «Как солнце в дом пришло»; отгадывание загадок.
Проведение сюжетно-дидактической игры «Пожарные»; дидактические игры «Профессии», «Подбери слово», «Запомни движение», «Четвёртый лишний».
Оборудование:
- Плакаты «Правила поведения дошкольников при пожаре».
- Фотоиллюстрация пожарного.
- Карточки с испытаниями.
- Игра «Четвертый лишний» (огнеопасные предметы) 2 конверта
Ход занятия:
В. : Ребята у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними.
Д. : Здравствуйте!
В. : Ребята, послушайте загадку:
В огонь идёт он смело,
Он с пламенем знаком,
Ему не надоело
Работать с огоньком.
- Кто это? (Пожарный)
- Посмотрите, во что он одет?
(Ответы детей о внешнем виде пожарного, о назначении его специального костюма.)
- Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.
- Пожарный одет в брезентовый костюм, который не промокает и не горит в огне.
- На ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!
Педагог. Ребята, зачем пожарному каска?
Дети. Каска защищает голову от ударов, от травмы, если на пожарного что-нибудь упадёт во время тушения пожара.
Педагог. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети. Смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, бесстрашным, самоотверженным, тренированным, умелым. Уметь побеждать огонь и спасать людей. Жертвовать собой. Герой.
Педагог. Ребята, а вы хотели бы стать юными пожарными?
Для этого необходимо много знать и уметь. Недавно мы с вами ходили на экскурсию в ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ. Пожарные хотят узнать, можете ли вы стать пожарными и приготовил для нас настоящие испытания – карточки с заданиями. А если вы справитесь, то получите медаль юного пожарного. Вы готовы?
Карточка №1 «Огонь - друг и враг»
Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас в школу юного пожарного! У нас для вас много интересных испытаний и заданий! Если вы готовы, вот первое задание!
Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг?
Про то в каких случаях огонь для людей друг расскажет первая команда!
А вторая команда расскажет в каких случаях огонь враг и почему
(Ответы детей)
Педагог. Расскажите, как он помогает людям? Когда огонь ДРУГ
Дети. -- На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома.
--На заводах в печах огонь варит сталь. Из стали делают трубы, станки, машины и самолёты.
--Самолёты тоже движутся с помощью огня. Сгорает топливо и самолёт летит.
– На огне газовой плиты мы готовим пищу.
-- Огонь согревает наши дома.
-- Наше солнце – это тоже огонь! Оно даёт нам свет и тепло.
--Спички, свечи, салют, бенгальские огни – это красивый огонь.
А когда огонь ВРАГ Почему огонь может быть опасен для человека?
Когда это происходит?
Дети. – Огонь может быть врагом, если обращаться с ним неосторожно, шутить и играть с огнём.
- Если дети играют со спичками, то может быть пожар.
- В лесу нельзя оставлять непотушенный костёр.
- Нельзя оставлять без присмотра электроприборы – телевизор, утюг…
- Нельзя детям зажигать бенгальские огни и петарды.
- Нельзя ёлку украшать свечами.
Педагог. Так от чего же возникают пожары? (Вывод).
Как дети должны себя вести во время пожара?
Дети. – Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью!
- А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни минуты выбегать на улицу и звать на помощь взрослых (соседей, прохожих). Вызывать пожарную команду.
Карточка №2 Игра «Мяч»
Ребята, а здесь пожарный приготовил для нас вопросы, чтоб узнать знаем ли мы с вами, что такое огонь.
Для этого мы сыграем в игру, правила такие: когда в руках окажется мяч необходимо назвать ответ на вопрос, который я сейчас задам. Будьте внимательны!
Педагог. Ребята, что делает огонь?
: горит, искрится, полыхает, жжёт, сверкает, блестит, вспыхивает, тухнет, гаснет, обжигает, светит, пылает, загорается, греет…
Педагог. Каким бывает огонь?
беспощадный, горячий, опасный, жестокий, жаркий, пламенный, добрый, красивый, тёплый, яркий…
Педагог. Какие слова можно образовать от слова «огонь»?
Огонёк, огненный, огневой, огнёвка, огнемёт, огнеопасный, огнедышащий, огнестойкий, огнеупорный, огниво, огнетушитель, огнестрельная, огнеборец …
Карточка №3 Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Ребята, а здесь для нас пожарные приготовили карточки с лишними предметами. Вам необходимо рассмотреть внимательно карточки, найти предмет который может стать причиной пожара. Готовы? Приступаем!
1. Кипятильник, расческа, сундук, кастрюля.
2. Ковер, телевизор, картина, стол.
3. Стакан, зажигалка, ложка, одеяло.
4. Фен, ваза, карандаш, колечко.
Карточка №4 «Чего нельзя делать».
Педагог. Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевернуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему.
Молодцы, ребята, хорошо справились!
- Ребята, вы славно потрудились, пора и отдохнуть.
Динамическая пауза «Огонь-Вода»
Цель: Сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятия.
Дети встают спиной друг к другу, произносят слова:
«Разгорается костер.
(Поднимают руки вверх машут ими).
Пламя выше, пламя круче
Достает до самой тучи,
Но появится вода,
(Повернуться лицом в круг, руки опустить в низ присесть).
И костру тогда беда».
(Голову наклонить к коленьям).
Повторить 2 раза.
Карточка №5 Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Ребята! А здесь пожарный приготовил правила пожарной безопасности для младшей группы, но некоторые слова в правилах потерялись, поможем восстановить правила? Тогда, Слушайте внимательно!
Игра «Доскажи словечко»
1. Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой).
2. Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре (сообщить).
3. Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с (огнем).
4. С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?. (пожарники).
5. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять).
Педагог: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Ответы детей: «01».
Педагог раздает детям наборы цифр и предлагает выложить номер «01».
Педагог: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Ответы детей: домашний адрес, ФИО, что горит.
– Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается». Возьмите в руки свои светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок, если это делать можно.
• В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.
• Бросать горящие спички.
• Кричать и звать на помощь взрослых.
• Оставаться в помещении, где начался пожар.
• Открывать окна, двери во время пожара.
• Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
• Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
• Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
• Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
• Обливать водой стены, пол во время пожара.
• Не бояться, слушаться во всём пожарных.
• Тушить водой горящие электроприборы.
• Обращаться к соседям за помощью.
• По возможности пытаться тушить пожар.
• Включать газ, электроприборы, свет.
А сейчас мы закрепим пройденный материал, что бы вы запомнили его надолго. Дети расскажут стихи про эти ситуации.
Дети (читают стихи) :
1. Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
1. Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый
Наш надежный старший друг.
1. Быть нельзя огню вблизи
Там, где смазка, газ, бензин
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно»!
1. Если же стряслась беда
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда
Действовать умело!
1. Если близко телефон
И тебе доступен он
Нужно «01» набрать
И пожарников позвать.
Карточка № 6 Письмо с поздравлением:
Ребята! Вы молодцы! Справились со всеми заданиями! Вы заслуживаете звания «юный пожарный»!
До свидания, до скорой встречи!
(Каждому ребёнку вручается медаль «Юный пожарный») .
– Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения.
Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.