МААМ-картинки

Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества

Евгения Соболева
Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет удваивается. Точно ориентироваться, а не утонуть в этом информационном море, человеку помогает решать практические задачи компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. А самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Темочки:

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является, воспитание детей, с рождения сталкивающихся с непрерывно изменяющимся миром и способных ориентироваться в мире современных технологий. Нужно понимать, чтобы существовать в этом мире долго и успешно и что произойдёт в следующую минуту. А поняв это, нужно предпринимать действия, которые приведут к нужной цели.

Что же такое STEM образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Преимущества STEM технологий :

- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

- Формирование уверенности в своих силах.

- Активная коммуникация и командная работа.

- Развитие интереса к техническим дисциплинам.

- Креативные и инновационные подходы к проектам.

- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

- Ранняя профессиональная ориентация.

- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

Актуальность. Проект дает возможность каждому ребенку в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Педагогическая целесообразность обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство.

Проблема развития способности составления алгоритмов у детей старшего дошкольного возраста, на сегодняшний день - это одна из наименее разработанных методических проблем дошкольной педагогики.

Важной отличительной особенностью дошкольного возраста является то, что ребенок познает впервые и его собственный опыт очень незначителен. Овладение на первых ступенях

развития простейшими алгоритмами, как обобщенными способами действий является необходимым условием успешного освоения любой деятельности. Психологи и педагоги указывают на необходимость освоения детьми определенного алгоритма действий, так как всякая деятельность требует сначала определенных технических умений и навыков, только после освоения которых, и можно достичь результата.

Новизной проекта является техническая направленность развития детей через использование более современных средств обучения. Дети старшего дошкольного возраста познакомятся с удивительным миром роботов и разберутся в основах новой прикладной науки - робототехники. Они научатся программировать автоматическое устройство, очень похожее на настоящего робота.

Одними из средств, способствующим развитию умений планировать этапы и время своей деятельности, являются, мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», STEM - набор «Робомышь», используя которые, дети учатся:

• составлять программу – план будущей деятельности;

• разбивать одну большую задачу на подзадачи;

• осваивать, что такое последовательные действия;

• оценивать, корректировать свою деятельность и работу команды. Работая в команде, в паре дошкольники учатся общаться, договариваться.

Цель проекта: создание условий внедрения работы с детьми старшего дошкольного возраста по STEM-технологии.

Задачи проекта:

Обучающие :

1. Изучить основы алгоритмики и программирования на примере образовательного робототехнического учебно-игрового пособия мини-робота Bee-Bot «Умная пчела», STEM-набор «Робомышь».

2. Разработать образовательную сессию «Bee-Bot «Умная пчела» и Робомышки : алгоритмика и программирование» для старших дошкольников.

3. Научить детей работать с интерактивными оборудованиями мини-робота Bee-Bot «Умная пчела», «Робомышь» и правильно программировать их.

Развивающие:

1. Развивать навыки и умения работы с интерактивными оборудованиями.

2. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Воспитывающие:

1. Воспитывать самостоятельно анализировать полученные результаты.

2. Прививать навыки усидчивости, аккуратности.

3. Научить детей договариваться между собой и работать в команде.

Сроки реализации проекта: январь 2021г – май 2022г.

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители.

Материально-техническое обеспечение : наборы мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», «STEM – «Робомышь»».

Основные принципы реализации проекта:

1. От простого к сложному.

2. Учет возрастных особенностей.

Оборудование:

Состав набора мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» : модуль программируемый – 6 шт.

Описание набора мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» :

Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентиро-ваться в окружающем его пространстве. Передвижения робота на плоскости позволят ребенку в игровой увлекательной форме понять пространственные отношения, уяснить понятия «посереди-не» и «между», «направо – налево» («справа – слева»).

Модуль программируемый:

обеспечивает возможность ввода 6-ти различных программных команд;

имеет встроенную память для запоминания 40 программных команд;

обеспечивает возможность перемещения на расстояние 150 мм при выполнении одной команды на линейное перемещение;

обеспечивает возможность левого/правого поворота на угол 90° при выполнении одной команды на линейное перемещение;

имеет встроенную аккумуляторную батарею, перезаряжаемую через USB-порт компьютера;

имеет световую индикацию и звуковую сигнализацию для подтверждения ввода и выполнения команд;

имеет функцию перехода в «спящий» режим;

имеет функцию остановки выполнения программы;

имеет функцию очистки памяти.

Состав набора «STEM-набор «Робомышь» :

-1 «Робомышь»;

-1 кусочек сыра;

-16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля;

-22 перегородки для формирования лабиринта;

-30 карточек с направлениями движения;

-10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов;

-3 арки-туннеля.

Описание STEM – набора «Робомышь» : робот - мышка с кнопками управления: вперед, назад, влево, вправо; зеленая круглая кнопка – начало программы, желтая кнопка стирает ранее набранную программу, красная круглая кнопка – спец. движения (может быть звук, шаг назад -вперед или светящиеся глаза).

С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.

Комплект - наборы мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» и «Робомышь» соответствуют ФГОС ДО, они эстетичны, безопасны для детей, создают условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Занятия позволяют заинтересовать и увлечь детей такими областями как: науки, технология, инженерия и математика с юных лет.

Дети поэтапно знакомятся с техническим творчеством : от элементарного конструирования постепенно переходят к алгоритмике, а только потом к программированию.

Как многие, наверняка, помнят из уроков информатики, алгоритм - это основа основ любой компьютерной программы. Алгоритмизация - это процесс построения алгоритма (последовательности действий) для решения задачи.

Зачем это детям? Польза для детского развития обучению алгоритмизации :

• умение планировать этапы и время своей деятельности;

• умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;

• мотивация к глубинному пониманию современных "гаджетов";

• навыки рассуждения и коммуникации;

• становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий.

Наборы Bee-Bot «Умная пчела» и «Робомышь» помогают детям дошкольникам :

развивать речь;

улучшать математические навыки;

умение ориентироваться в пространстве.

На начальном этапе реализации проекта дети легко будут ориентироваться в пространстве, сумеют создавать линейные алгоритмы и программировать мышь.

Зачем ребенку алгоритмическое мышление?

Алгоритмическая грамотность необходима детям с дошкольного возраста. Чтобы малышу решить практическую задачу и получить ответ, необходимо выполнить ряд действий. Если дети учатся этому в дошкольном возрасте, то когда они придут в школу, им будет обучение даваться гораздо легче, чем другим.

Такие ученые, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, анализируя проблему сформированности учебной деятельности, пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность

действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Метод алгоритмов представляет собой определё нную последовательность действий: зная

существенный признак понятия, ребёнок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребёнок сам, сопоставляя признаки, рассуждает мысленно, «про себя». Постепенно усваивая последовательность действий, отражаемых во

внешней, а затем внутренней речи, ребёнок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства и явления. Развёрнутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи «про себя», а затем в план умственного действия. Овладев способом действия и рассуждениями, ребёнок сможет решить любую новую задачу самостоятельно.

Этап построения системы развития алгоритмического мышления ребенка, целиком и полностью построен на преобладании заданий, направленных на активизацию и развитие наглядно-образного (визуального мышления) через непосредственную предметную деятельность с использованием специальных схем, пиктограмм, полей, работа с командами, составление графического алгоритма, решение задач различных типов и т. д.

Подготовительную работу по формированию алгоритмических умений начинаем с выполнения игровых действий с детьми младшего дошкольного возраста по условному знаку - стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур. В этом возрасте дошкольники применяют простой линейный алгоритм.

Далее с учетом возраста, усложняются виды алгоритмов.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

Изучение возможностей внедрения современных конструкторов в образовательный процесс, как первую ступень робототехники.

Анализ условий для занятий с интерактивной игрушкой.

Изучение литературы по данной теме, в том числе и интернет ресурсов.

Организация материально-технического обеспечения.

2 этап (практический)

Знакомство детей с игровым интерактивным набором «Робомышь».

Проведение занятий по созданию лабиринтов для «Робомыши».

Обыгрывание игр по предложенным детьми сюжетам.

3 этап (заключительный)

Мастер - классы для воспитателей.

Создание видеороликов для показа родителям на тематическом собрании «STEM-технологии в детском саду».

Формы и методы организации образовательного процесса.

Форма проведения занятий : кружковая, подгрупповая.

Теоретическая часть: игра, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия. Практическая часть: в ходе, которой дети под контролем воспитателя самостоятельно выполняют работу. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Виды занятий: совместная образовательная деятельность.

Программирование по образцу.

Задания даются в форме – «Сделай как я». В основе лежит подражательная деятельность.

Программирование по модели.

Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

Программирование по схемам и чертежам.

Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Программирование по замыслу.

Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

Программирование по теме.

Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

Результаты реализации проекта.

1. Дети освоили навыки работы с «Робомышью». Познакомились с вид интерактивного оборудования.

2. Научились понимать, что такое алгоритм, программа, цикл, язык программирования.

3. У детей сформированы конструкторские умения и навыки.

4. Сформированы предпосылки к учебной деятельности.

5. Дети научились быстро ориентироваться в пространстве, правильно работать

со схемой, автоматизируется счет в пределах 20.

6. Дети стали хорошо ориентироваться на плоскости и в пространстве.

7. Сформированы коммуникативные навыки: дети легче идут друг с другом на контакт, научились договариваться между собой, решают конфликты мирным путем.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества
Опубликовано: 16 октября 2020 в 04:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Соболева (УИ 1821201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД