Получи документы

Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества

Евгения Соболева
Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет удваивается. Точно ориентироваться, а не утонуть в этом информационном море, человеку помогает решать практические задачи компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. А самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Публикация «Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества» размещена в разделах

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является, воспитание детей, с рождения сталкивающихся с непрерывно изменяющимся миром и способных ориентироваться в мире современных технологий. Нужно понимать, чтобы существовать в этом мире долго и успешно и что произойдёт в следующую минуту. А поняв это, нужно предпринимать действия, которые приведут к нужной цели.

Что же такое STEM образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Преимущества STEM технологий :

- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

- Формирование уверенности в своих силах.

- Активная коммуникация и командная работа.

- Развитие интереса к техническим дисциплинам.

- Креативные и инновационные подходы к проектам.

- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

- Ранняя профессиональная ориентация.

- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

Актуальность. Проект дает возможность каждому ребенку в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Педагогическая целесообразность обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство.

Проблема развития способности составления алгоритмов у детей старшего дошкольного возраста, на сегодняшний день - это одна из наименее разработанных методических проблем дошкольной педагогики.

Важной отличительной особенностью дошкольного возраста является то, что ребенок познает впервые и его собственный опыт очень незначителен. Овладение на первых ступенях

развития простейшими алгоритмами, как обобщенными способами действий является необходимым условием успешного освоения любой деятельности. Психологи и педагоги указывают на необходимость освоения детьми определенного алгоритма действий, так как всякая деятельность требует сначала определенных технических умений и навыков, только после освоения которых, и можно достичь результата.

Новизной проекта является техническая направленность развития детей через использование более современных средств обучения. Дети старшего дошкольного возраста познакомятся с удивительным миром роботов и разберутся в основах новой прикладной науки - робототехники. Они научатся программировать автоматическое устройство, очень похожее на настоящего робота.

Одними из средств, способствующим развитию умений планировать этапы и время своей деятельности, являются, мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», STEM - набор «Робомышь», используя которые, дети учатся:

• составлять программу – план будущей деятельности;

• разбивать одну большую задачу на подзадачи;

• осваивать, что такое последовательные действия;

• оценивать, корректировать свою деятельность и работу команды. Работая в команде, в паре дошкольники учатся общаться, договариваться.

Цель проекта: создание условий внедрения работы с детьми старшего дошкольного возраста по STEM-технологии.

Задачи проекта:

Обучающие :

1. Изучить основы алгоритмики и программирования на примере образовательного робототехнического учебно-игрового пособия мини-робота Bee-Bot «Умная пчела», STEM-набор «Робомышь».

2. Разработать образовательную сессию «Bee-Bot «Умная пчела» и Робомышки : алгоритмика и программирование» для старших дошкольников.

3. Научить детей работать с интерактивными оборудованиями мини-робота Bee-Bot «Умная пчела», «Робомышь» и правильно программировать их.

Развивающие:

1. Развивать навыки и умения работы с интерактивными оборудованиями.

2. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Воспитывающие:

1. Воспитывать самостоятельно анализировать полученные результаты.

2. Прививать навыки усидчивости, аккуратности.

3. Научить детей договариваться между собой и работать в команде.

Сроки реализации проекта: январь 2021г – май 2022г.

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители.

Материально-техническое обеспечение : наборы мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», «STEM – «Робомышь»».

Основные принципы реализации проекта:

1. От простого к сложному.

2. Учет возрастных особенностей.

Оборудование:

Состав набора мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» : модуль программируемый – 6 шт.

Описание набора мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» :

Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентиро-ваться в окружающем его пространстве. Передвижения робота на плоскости позволят ребенку в игровой увлекательной форме понять пространственные отношения, уяснить понятия «посереди-не» и «между», «направо – налево» («справа – слева»).

Модуль программируемый:

обеспечивает возможность ввода 6-ти различных программных команд;

имеет встроенную память для запоминания 40 программных команд;

обеспечивает возможность перемещения на расстояние 150 мм при выполнении одной команды на линейное перемещение;

обеспечивает возможность левого/правого поворота на угол 90° при выполнении одной команды на линейное перемещение;

имеет встроенную аккумуляторную батарею, перезаряжаемую через USB-порт компьютера;

имеет световую индикацию и звуковую сигнализацию для подтверждения ввода и выполнения команд;

имеет функцию перехода в «спящий» режим;

имеет функцию остановки выполнения программы;

имеет функцию очистки памяти.

Состав набора «STEM-набор «Робомышь» :

-1 «Робомышь»;

-1 кусочек сыра;

-16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля;

-22 перегородки для формирования лабиринта;

-30 карточек с направлениями движения;

-10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов;

-3 арки-туннеля.

Описание STEM – набора «Робомышь» : робот - мышка с кнопками управления: вперед, назад, влево, вправо; зеленая круглая кнопка – начало программы, желтая кнопка стирает ранее набранную программу, красная круглая кнопка – спец. движения (может быть звук, шаг назад -вперед или светящиеся глаза).

С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.

Комплект - наборы мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» и «Робомышь» соответствуют ФГОС ДО, они эстетичны, безопасны для детей, создают условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Занятия позволяют заинтересовать и увлечь детей такими областями как: науки, технология, инженерия и математика с юных лет.

Дети поэтапно знакомятся с техническим творчеством : от элементарного конструирования постепенно переходят к алгоритмике, а только потом к программированию.

Как многие, наверняка, помнят из уроков информатики, алгоритм - это основа основ любой компьютерной программы. Алгоритмизация - это процесс построения алгоритма (последовательности действий) для решения задачи.

Зачем это детям? Польза для детского развития обучению алгоритмизации :

• умение планировать этапы и время своей деятельности;

• умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;

• мотивация к глубинному пониманию современных "гаджетов";

• навыки рассуждения и коммуникации;

• становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий.

Наборы Bee-Bot «Умная пчела» и «Робомышь» помогают детям дошкольникам :

развивать речь;

улучшать математические навыки;

умение ориентироваться в пространстве.

На начальном этапе реализации проекта дети легко будут ориентироваться в пространстве, сумеют создавать линейные алгоритмы и программировать мышь.

Зачем ребенку алгоритмическое мышление?

Алгоритмическая грамотность необходима детям с дошкольного возраста. Чтобы малышу решить практическую задачу и получить ответ, необходимо выполнить ряд действий. Если дети учатся этому в дошкольном возрасте, то когда они придут в школу, им будет обучение даваться гораздо легче, чем другим.

Такие ученые, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, анализируя проблему сформированности учебной деятельности, пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность

действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Метод алгоритмов представляет собой определё нную последовательность действий: зная

существенный признак понятия, ребёнок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребёнок сам, сопоставляя признаки, рассуждает мысленно, «про себя». Постепенно усваивая последовательность действий, отражаемых во

внешней, а затем внутренней речи, ребёнок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства и явления. Развёрнутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи «про себя», а затем в план умственного действия. Овладев способом действия и рассуждениями, ребёнок сможет решить любую новую задачу самостоятельно.

Этап построения системы развития алгоритмического мышления ребенка, целиком и полностью построен на преобладании заданий, направленных на активизацию и развитие наглядно-образного (визуального мышления) через непосредственную предметную деятельность с использованием специальных схем, пиктограмм, полей, работа с командами, составление графического алгоритма, решение задач различных типов и т. д.

Подготовительную работу по формированию алгоритмических умений начинаем с выполнения игровых действий с детьми младшего дошкольного возраста по условному знаку - стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур. В этом возрасте дошкольники применяют простой линейный алгоритм.

Далее с учетом возраста, усложняются виды алгоритмов.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

Изучение возможностей внедрения современных конструкторов в образовательный процесс, как первую ступень робототехники.

Анализ условий для занятий с интерактивной игрушкой.

Изучение литературы по данной теме, в том числе и интернет ресурсов.

Организация материально-технического обеспечения.

2 этап (практический)

Знакомство детей с игровым интерактивным набором «Робомышь».

Проведение занятий по созданию лабиринтов для «Робомыши».

Обыгрывание игр по предложенным детьми сюжетам.

3 этап (заключительный)

Мастер - классы для воспитателей.

Создание видеороликов для показа родителям на тематическом собрании «STEM-технологии в детском саду».

Формы и методы организации образовательного процесса.

Форма проведения занятий : кружковая, подгрупповая.

Теоретическая часть: игра, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия. Практическая часть: в ходе, которой дети под контролем воспитателя самостоятельно выполняют работу. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Виды занятий: совместная образовательная деятельность.

Программирование по образцу.

Задания даются в форме – «Сделай как я». В основе лежит подражательная деятельность.

Программирование по модели.

Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

Программирование по схемам и чертежам.

Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Программирование по замыслу.

Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

Программирование по теме.

Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

Результаты реализации проекта.

1. Дети освоили навыки работы с «Робомышью». Познакомились с вид интерактивного оборудования.

2. Научились понимать, что такое алгоритм, программа, цикл, язык программирования.

3. У детей сформированы конструкторские умения и навыки.

4. Сформированы предпосылки к учебной деятельности.

5. Дети научились быстро ориентироваться в пространстве, правильно работать

со схемой, автоматизируется счет в пределах 20.

6. Дети стали хорошо ориентироваться на плоскости и в пространстве.

7. Сформированы коммуникативные навыки: дети легче идут друг с другом на контакт, научились договариваться между собой, решают конфликты мирным путем.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества
Опубликовано: 16 октября 2020 в 04:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение старших дошкольников робототехнике с помощью STEM-технологии, как средство формирования технического творчества» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Соболева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД