Татьяна Завалишина
Обучение рассказыванию по картине для развития связной речи детей
▼ Скачать +Заказ
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Можно использовать небольшие поэтические произведения, загадки.
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине
нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа, который несет основную нагрузку. Если же смысловая нагрузка персонажей
одинакова, то начинают с того, кто находится на переднем плане.
Публикация «Обучение рассказыванию по картине для развития связной речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Приемы при рассматривании картины : - вопросы по смыслу картин; -работа над названием картины, кличками персонажей.
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины (в младшем возрасте –от лица внесенного персонажа)
1. Что вы видите на картине? Что делают дети? (Играют с матрешками)
2 .Вопросы о главном персонаже картины. «А как играет мальчик? – Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить».
3. Вопросы, требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему? Эти вопросы
заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Вопросы требуют полных, распространенных ответов.
4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому: «Итак, мы рассмотрели, как мальчик играет. А как девочка играет?».
5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей и средней группе: «Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка?»;
- в старшем возрасте: «Что было до этого, что будет потом?»
Работа над названием картины
В младшей и средней название говорит сам воспитатель.
В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких
вариантов один более точный.
Работа с именами и кличками
В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям - воспитатель сам предлагает слова.
В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило, дети придумывают имена и клички животных.
Рассказ воспитателя.
В конце рассматривания воспитатель подводит итог, где отражает основные связи и отношения объектов. Это должен быть художественный
рассказ, а не простое перечисление объектов :
1) рассказ воспитателя должен быть длинным: Младший/средний возраст – 7 - 13 предложений. Старший/подготовительный - 13-18 предложений.
2) рассказ должен быть эмоциональным, в него включают фразы, содержащие вопрос, удивление, восхищение, прямую речь.
3) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
4) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.
5) вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае
требование к рассказу не учитывается.
Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия. Если при повторении образца дети включают свои мысли, воспитатель за это их
хвалит, поощряя творчество. В старшей группе образец дается в конце занятия, чтобы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказом воспитателя.
Рассказ детей.
Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. Для полноты рассказа используются схемы. А воспитатель
обязательно должен дать указания – с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить.
Воспитатель отмечает в детских рассказах : 1. Любое творчество, даже если рассказчик придумал только свою кличку животного. 2. Внимательность.
3. Полноту рассказа (начало, середина, конец). 4. Последовательность. 5. Выразительность изложения.
Итак, для того, чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:
• Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря,
формирование грамматически правильной речи;
• После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
• Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
• Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного
содержания без лишних деталей;
• Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты,
рекомендованные методикой;
• По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.