Юлия Мусс
Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды : пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Публикация «Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов исполнительской деятельности детей. Дети играют знакомые попевки, сочиняют свои марши, танцы, передают различные музыкальные образы.
Игре на ДМИ в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
При обучении игре на ДМИ применяют разнообразные методические приё мы: показ иллюстраций, знакомство с музыкальными игрушками, презентация муз. инструментов,самостоятельное творчество, а так же использование музыкально-дидактических игр.
Целью их применения является развитие музыкальных способностей, представлений детей о средствах музыкальной выразительности. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением мелодии; развиваются творческие способности ребят,. МДИ развивают самостоятельную музыкальную деятельность, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Существует немалое количество МДИ,основанных именно для закрепления таких свойств, которые очень важны для обучения игре на д. муз. инструментах.
Музыкально-дидактические игры мы стараемся включать во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
Все игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.
В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересны музыкально-дидактические игры, только тогда они побуждают детей для игры на муз. инструментах.
Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже с младших групп. Музыкальные игрушки : дудочки, бубны, погремушки, колокольчики помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности, формируют умения различать звуки по высоте…
На занятиях нужно стараться создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям приходит сказочный герой и приносит в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Звучит музыка, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
В Музыкально-дидактической игре «К нам гости пришли». Муз. руководитель старается при помощи муз. инструментов передать характер того или иного образа, например медведь-медленные удары в бубен,птичка-звон колокольчика,зайчик- быстрые удары молоточком по металлофону. Впоследствии, дети сами стараются передать эти образы под звучание инструментов, или озвучить тот или иной образ.
Музыкально-дидактическая игра «Нам игрушки принесли» способствует закреплению знаний о музыкальных инструментах и игрушках, учит самостоятельным действиям с ними. В качестве игрового материала используют колокольчик, дудочку, музыкальный треугольник, музыкальный молоточек, металлофон, барабан, мягкую игрушку (кошку, что в коробке лежат музыкальные инструменты, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию. За ширмой играю на музыкальных инструментах, дети узнают их. Кошка «передаёт» инструменты ребёнку, и он играет на них.
Для развития тембрового слуха используют музыкально-дидактическую игру «На чём играю?». Ребята по очереди становятся ведущими и загадывают музыкальные загадки,играя на различных музыкальных инструментах.
В музыкально-дидактические игры включаем несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок. Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке)-это помогает детям определить направление мелодии.
Дети старшей и подготовительной групп учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки, определять движение мелодии. Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, металлофон. Ход игры. Ребенок-ведущий играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия — вверх, вниз или звучит на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков на различных инструментах.
В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах главной задачей является развитие гармонического слуха. Есть ряд музыкально-дидактических игр, которые помогают решить эту задачу. К ним относится игра для подготовительной группы «Сколько нас поет?». В игре используется игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое). Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука, дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
В старших группах музыкально-дидактические игры используются в сюжетно-ролевых играх, где присутствует детское музицирование. Например, музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин» помогает освоить какой-нибудь музыкальный инструмент и развивает самостоятельную деятельность. Игровым материалом выступают музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить, ребёнок-продавец должен сыграть на нём ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Детям очень нравится эта игра.
С целью закрепления знаний о музыкальных инструментах, в часы досуга можно использовать музыкально-дидактическую игру «Слушаем внимательно». Она помогает развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять в них звучание музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Они развивают творческую активность, определённые умения и навыки, воспитывают желание играть самостоятельно, побуждают малоактивных детей к игре на музыкальных инструментах. В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности,а это тоже немаловажно при игре в оркестре.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Музыкально-дидактическая игра «Прогулка» для детей средней группы помогает развитию чувства ритма.
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Ребята, сейчас мы пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Помогать будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок).— А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (частыми ударами передает бег. Дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать — скок, скок (быстро ударяет молоточком. Дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень (воспитатель постепенно ускоряет частоту ударов молоточка. Дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстро и ритмично ударяет молоточком)». Впоследствии дети могут сами придумывать различные рассказы и озвучивать их с помощью музыкальных инструментов.