Cветлана Рубцова
Развитие речи младших дошкольников, в том числе с ОНР, с использованием Монтессори-материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Автором представлен проект, имеющий целью разработку и создание специальной развивающей среды, включенной в воспитательно-образовательный процесс по развитию речи и формированию словарного запаса младших дошкольников, в том числе с ОНР разной степени в условиях пребывания в ДОУ.
Публикация «Развитие речи младших дошкольников, в том числе с ОНР, с использованием Монтессори-материалов» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ключевые слова. Проект, развивающая среда, развитие речи, формирование словарного запаса, материалы - Монтессори, трехступенчатый урок.
Новизна, уникальность. Основанием для разработки данного проекта явилось изучение проблемы по развитию речи и расширению словарного запаса младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, включенных в общеразвивающую дошкольную систему образования в современных условиях. Данная работа включает в себя разноплановую детскую деятельность, обеспечивающую комплексное развитие, включающая в себя специфические методы и приемы (интегративные методы, тематические дидактические пособия, выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений).
Актуальность проекта для ДОО состоит в возникшей потребности современного общества в новых подходах и технологиях к развитию речи и формированию словарного запаса младших дошкольников, в том числе с ОНР.
Реализация данного проекта, в рамках которого исследуется социально-педагогический аспект, предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Значимость данного проекта определяется как правильная организация воспитательно-образовательного процесса по развитию речи и формированию словарного запаса младших дошкольников, в том числе с ОНР в условиях пребывания в ДОУ, социокультурного окружения в образовательном учреждении и семьи.
Внедрение данной формы работы, обеспечит возможность младшим дошкольникам, в том числе с ОНР, овладеть одной из важнейших компетенций – коммуникативной, но и даст возможность их родителям продуктивнее общаться со своим ребенком.
Проект направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
Проект реализует восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что –
они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение новых форм работы с детьми по формированию и развитию речи и расширению словарного запаса средствами сенсорных Монтессори-материалов и здоровьесберегающей технологии «Трехступенчатый урок», внедрение инновационных форм работы с воспитанниками.
Для детей: формирование сенсорных эталонов, обогащение сенсорного опыта, развитие речи, обогащение пассивного и активного словарного запаса, включение в активную жизнедеятельность.
Для родителей: включение в активное образовательное пространство, расширение социальных связей.
Основой будущих успехов, получении качественного образования, социализации - является умение ребенка общаться, грамотно выражать свои мысли, иметь достаточно большой словарный запас поэтому, одной из задач развития дошкольников является овладение ими коммуникативными компетенциями.
Необходимо также помнить, что правильная речь – это основа общения и развития социальных связей. Развитие речи и расширение словарного запаса могут и должны решать определенные социальные задачи.
Вот почему так важно развивать речь детей, особенно в период дошкольного детства, используя все актуальные технологии, а также включение предметно-пространственную среду нестандартных средств и методов.
В своем проекте мы опираемся на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для развития речи младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, для полноценного психологического, физического и социального развития.
Цель проекта: Создание эффективной предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие речи младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, укрепляющей и развивающей психическое, физическое и умственное здоровье детей и коллектива. Систематизирование развивающей работы в ежедневной деятельности детей.
Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие развитию речи, расширению словарного запаса, формированию активного словаря младших дошкольников, в том числе детей с ОНР;
- повышать интерес родителей путём просветительской работы к вербальному взаимодействию с детьми, используя эффективные техники.
- пропагандировать опыт инновационной деятельности – здоровье сберегающую технологию «Трехступенчатый урок» среди педагогов и родителей.
Основное содержание проекта.
Методы реализации проекта с детьми:
1. Практические: оздоровительная работа; организация сенсорной предметно-пространственной среды; организация режима речевой активности, обеспечивающего общение детей; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз; релаксационные упражнения; развитие мелкой моторики рук; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры.
2. Словесные: беседы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; введение новых сенсорных понятий и признаков; рассказывание; инструкции; трехступенчатый урок.
3. Наглядные: организация сенсорного уголка; сбор фотоматериала; рассматривание визуальных подсказок; информационные стенды; театрализованные представления; просмотр видеоинформации.
Механизмы реализации проекта:
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь)
II этап – реализационный (ноябрь – апрель)
III этап – итоговый (аналитический) (май)
I этап – подготовительный
1. Подборка методического и дидактического материала, создание
развивающей, предметно-пространственной среды, используя сенсорные
материалы - Монтессори.
2. Подборка художественной литературы.
3. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
5. Оформление альбома «Сенсорные игрушки Монтессори».
6. Подбор пословиц, поговорок, загадок, сказок по теме проекта.
7. Оформление фотогазеты «Наши игры с Монтессори»
8. Участие детей совместно с родителями в выставке рисунков
«Разноцветный мир».
9. Подборка аудио и видеоматериала по теме проекта.
10. Изготовление настольных игр по теме проекта.
II этап – реализационный
На данном этапе дети младших групп, в процессе обучения и воспитания овладевают различными сенсорными понятиями, учатся различать и называть признаки предметов, использовать знания в повседневной жизни.
Образовательная область «Познание»
Используются игры на развитие сенсорных ощущений, сказки.
Образовательная область «Социализация»
Применяются игры– викторины, дидактические игры, инсценировки, Игры-беседы, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, словесные игры.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Читаем детям русские народные сказки, произведения детских поэтов и писателей.
Образовательная область «Художественное творчество»
Занимаемся аппликацией, рисованием и лепкой.
Образовательная область «Физическая культура»
Утренняя гимнастика; физкультурные занятия и досуги; подвижные игры.
Работа с родителями:
1. Консультации «Сенсорное развитие детей младшего возраста», «Развитие
речи детей младшего возраста», «Трехступенчатый урок все запомнить
нам помог».
2. Буклеты «Говорим с ребенком правильно».
3. Папка-передвижка «Организация сенсорного уголка дома».
4. Совместно с детьми оформление альбома «Разноцветный мир».
5. Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.
III этап – итоговый (аналитический)
В процессе работы над проектом выявлено, что обогащенная сенсорными Монтессори - материалами предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии речи младших дошкольников, в том числе детей с ОНР, а применение технологии «Трехступенчатый урок» способствует расширению и обогащению словарного запаса детей.
На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с детьми. При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.
Целевая аудитория: дети младших групп, дети с ОНР (3-4,5 лет, воспитатели групп, родители.
План реализации проектной деятельности.
Таблица 1. (см. файл Word)
Ожидаемые результаты:
1. Для детей:
• Обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие речи;
• Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
• Сформированность сенсорных эталонов;
• Обогащение сенсорного опыта;
2. Для родителей:
• Развитие речи детей, обогащение знаний о новых педагогических технологиях
• Педагогическая, психологическая помощь;
• Повышение уровня комфортности.
3. Для педагогов:
• Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
• Внедрение здоровьесберегающих технологий, современных форм и новых методов работы по развитию речи у младших дошкольников;
• Личностный и профессиональный рост, самореализация;
Дальнейшее развитие проекта
Составление перспективы дальнейшей работы с воспитанниками по образовательным областям – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», в контексте ФГОС поможет педагогам реализовать комплексно – тематический, личностно – ориентированный, интегрированный, информационно – коммуникативный подходы, включиться в современное образовательное пространство. Насколько отношение воспитанников к участию будет целостным, насколько сами воспитанники и будут удовлетворены своей деятельностью, умением развивать свои познания и свою речь, настолько и будут развиты их коммуникативные компетенции и успешны социальные отношения. Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться детьми в своей же жизнедеятельности, в становлении дальнейшего жизненного пути, даст выход на прогнозируемый результат. Таким образом, познание и речевое развитие должно быть реализовано через систему работы и стать связующим звеном полноценной личности.
Приложение 1.
Здоровьесберегающая технология «Трехступенчатый урок»
На первой ступени педагог называет ребенку предмет (свойств, количество). Например: «Это - шар». Новые слова желательно повторить, затем дать ребенку потрогать (понюхать, погладить, покатать – совершить какие – либо действия, это позволит активизировать не только слуховое восприятие, но все виды чувств и памяти. Например, при запоминании названий геометрических фигур, педагог показывает, как можно обвести фигуру пальцем, нарисовать в воздухе подобную, обвести карандашом на бумаге и т. д. Необходимо предложить ребенку повторить действия взрослого, в этом момент, сопровождая его вербальными подсказками (это круг, квадрат, треугольник и т. д.)
На второй ступени педагог предлагает ребенку задания типа: «Покажи., дай., возьми, принеси…». Выполняя задания, ребенок активно действует с предметами. Для включения нового понятия в пассивный словарь, заданий следует давать достаточно много. Чем они будут разнообразнее, чем активнее будет манипулировать с ними ребенок, тем быстрее он запомнит новое слово. Используемые при этом предметы несколько раз перемешивают, меняют местами. Так, в примере с блоками цилиндров, можно предложить ребенку не только показать какой-либо цилиндр, но и попросить: «дай толстый (тонкий, поставь толстый на край стола, возьми тонкий в правую руку, найди такой же (толстый, тонкий, низкий, высокий) среди цилиндров их других блоков.
Первая и вторая ступени урока, направлены на запоминание нового понятия, т. е. обогащение пассивного словаря. Используются при ознакомлении ребенка с новыми словами и понятиями и в случае затруднении общения и восприятия.
На третьей ступени слова переходят из пассивного в активный словарь. Чтобы помочь ребенку начать произносить термины и понятия, педагог, показывая на предмет, задает разнообразные вопросы «Что это? Какой это? Кто это? Сколько это? и т. д.» Чтобы убедиться, что ребенок запомнил название, произносит его и соотносит с предметом, подобные вопросы следует повторить не менее двух раз, перемешивая предметы перед каждым следующим вопросом.
В ходе трехступенчатого урока, вводят, как правило, 3 понятия, но в случае затруднений, количество новых понятий может быть уменьшено до 2. В процессе введения новых понятий ребенку с ОНР 1 уровня можно ограничиться 1 предметом, но обязательно предложить разные варианты данного предмета, для того, чтобы убедиться в том, что ребенок соотносит предмет и название. Здесь следует применить «правило трех», которое рекомендует использовать для детей с ОНР 1 уровня трехкратную проверку освоенности нового понятия. Это должны быть: три предмета с одним признаком, например: красный (бант, карандаш, шапка); три места, где ребенку предлагают показать или назвать предмет (детский сад, дом, прогулка) : три человека, которые задают вопрос об этом предмете или признаке (педагог, мама, папа). В случае, если все условия соблюдены, можно говорить о том, что ребенок с ОВЗ соотносит понятие и предмет.
Рекомендации для специалистов к проведению трехступенчатого урока.
В процессе знакомства ребенка с новым понятием, следует избегать пространных объяснений и нечетких названий (шарик, кубик, красненький, толстенький, коровка с рожками и хвостиком, упражнение должно быть направлено на достижение основной цели – расширение словарного запаса.
Следующим этапом работы с освоенными понятиями может быть включение их в групповые игры и традиционные «круги общения».
Примеры игр: «Найди лишнее», «Классификация», «Волшебный мешочек», «Лото», «Назови предмет»
Данный вид введения новых слов и понятий может использоваться с детьми любого возраста и любого уровня развития. Применяется автором проекта в работе с детьми с различными ОВЗ (ЗРР, ЗПР, слабовидящие и слабослышащие дети, дети с РДА, синдром Дауна, ДЦП и т. д.).
Для достижения наилучших результатов, обязательно обучение педагогов и консультирование родителей.
Литература
1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Голицына, Н. С., Огнева, Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст] : метод. пособие / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева М. : ООО Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 91 с.
3. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.
4. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением ОДА. -М. :Школьная пресса,2003.-48с.
5. Московкина А. Г., Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Селиверстова. -М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003.-408с.
6. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. _М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС2006.-175с. :ил. - Коррекционная педагогика
7. Система М. Монтессори : Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. Г. Сорокова. -4-е изд., стер. -М. : Издательский центр «Академия», 2007.-384с.
8. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
9. Харитончик, Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры [Текст] : практ. пособие. / Т. А. Харитончик. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 222 с.
10. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика. ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.- 336с.
11. Штанько, И. В. Воспитание искусством в детском саду [Текст] : метод. пособие. / И. В. Штанько. М. : ТЦ Сфера, 2007. – 140 с.