Наталья Шишкина
Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие, обеспечивающее познавательную активность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательное развитие п. 2.6. «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений…о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере … количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.) …»
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие, обеспечивающее познавательную активность дошкольников» размещена в разделах
Необходимым условием создания социальной ситуации развития в познавательной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В связи с этим мною оформлен центр занимательной математики, который совместно с детьми был назван «Школа Тётушки совы».
Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями.
Формы непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность:
• родительские собрания в нетрадиционной форме («Использование познавательного материала»);
• мастер – классы, практикумы : «Играем вместе с детьми», «Как решать с ребенком занимательные задачи» на которых родители познакомились с видами игр и различными видами занимательного материала.);
• совместные проекты по изготовлению нестандартного материала для центра математики.
Задачи использования дидактического материала с математическим содержанием:
• создание условий для развития познавательной активности детей;
• повышение качества усвоения элементарных математических представлений детьми
• развитие у детей познавательных способностей :
- мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- способов познания путем сенсорного анализа.
• развитие ребенка в социально-личностном направлении:
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Организуя центр занимательной математики исходили из принципа доступности игрового материала детям в данный момент, помещали в центр такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.
Это игры:
на освоение элементов логики, структуры высказываний с использованием отрицания «не», отдельных слов и сочетаний с включением союзов «и», «или», «если (изменить, то» : игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры на освоение состава чисел из двух меньших, сосчитывание парами, по 3, 4, 5, разделение множеств на равные и неравные группы, увеличение и уменьшение по числу элементов: игры и упражнения, самостоятельная деятельность с использованием цветных счетных палочек Кюизенера
Игры на овладение умениями преобразования объемных и плоских конструкций, самостоятельного использования отдельных приемов в разных видах деятельности, проявление смекалки и сообразительности в играх-головоломках, в ходе решения логических занимательных задач - «Геоконт», «Соты Кайе», «Математический планшет»
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников мы разработали нестандартный игровой занимательный материал: «Многофункциональное игровое поле», «Весёлый счёт», «Занимательные шарики».
В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования игрового занимательного материала для развития познавательной деятельности.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:
- ООД
Основные принципы работы:
• Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
• Стимуляция любознательности ребенка. Старались использовать оригинальный материал, который может вызвать интерес, удивление.
• Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
• Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
• Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал вместе завершить то, что было задумано ребёнком.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий. Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность.
Игровой занимательный материал использовался: в начале занятия в качестве разминки для закрепления ранее изученного материала; в конце занятия – для закрепления вновь изученного материала.
Место данного материала в структуре занятия определялось в соответствии с индивидуальными особенностями детей, программным содержанием.
- Совместная деятельность в ходе режимных моментов организуется в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.
В познавательные досуги включали считалки, пословицы, занимательные задачи в стихотворной форме, и развивающие игры, игры – соревнования. Познавательный материал был включён в сценарий с учетом степени сложности, характера занимательного материала и интересов детей. Это были: шашечные турниры, познавательная игра «Умники и умницы»
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.
Освоения Программы по области «Познавательное развитие» проходит от начального до завершающего этапа дошкольного образования.