шарова наталия
Обеспечение качества певческой деятельности на основе использования здоровьесберегающих технологий старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Я, Шарова Наталия Александровна, музыкальный руководитель Центра развития ребенка – детский сад № 82, г. Дзержинск. Стаж работы 29 лет. Имею высшую квалификационную категорию. Представляю вашему вниманию практические достижения профессиональной деятельности
2 слайд
по теме: «Обеспечение качества певческой деятельности старших дошкольников на основе использования здоровьесберегающих технологий»
3 слайд
Публикация «Обеспечение качества певческой деятельности на основе использования здоровьесберегающих технологий старших дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Условия формирования
Свою работу я начала с изучения научных исследований по интересующей меня теме. Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила ФГОС ДО для определения содержания своей работы, применения различных форм организации и педагогического взаимодействия.
Проанализировав современные методики, пришла к выводу, что с использованием здоровьесберегающих технологий, которые оказывают влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, его умственное развитие, но и являются профилактикой заболеваний органов дыхания, возможно качественное и доступное в понимании детей развитие певческой деятельности и сбережение детского голоса.
Педагогические условия разработки данной темы включают в себя посещение методических объединений для обмена имеющимися материалами по здоровьюсберегающим технологиям, КПК по актуальным проблемам ФГОС ДО, участие в мастер-классах по распространению своего практического материала, как на городском уровне, так и в интернет - сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.
4 Слайд
Актуальность
При организации певческой деятельности у меня возникла проблема в том, что при пении дети «кричат», плохо интонируют, плохая дикция и слабое дыхание. Метлов Н. А. в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый». И беречь его одна из главных задач педагога. Со стороны родителей (анкетирование показало) не было понимания важности сохранения и бережного отношения к детскому голосу, интереса к певческой деятельности.
Поэтому я в работе использую не только методики обучения пению, но и технологии, которые берегут голос ребенка, нахожу такие вокальные техники, и упражнения, которые наиболее эффективно способствуют развитию и сбережению детского голоса, что и прослеживается в представляемой мной работе. Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.
5 слайд
Теоретическое обоснование
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Реализуемая в ДОУ основная образовательная программа, решает задачи области художественно-эстетическое развитие, опирается на программу музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. П. Костиной. В программе материал сгруппирован и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей. Данная система включает в себя комплекс музыкально – дидактических игр и упражнений, диагностический инструментарий, взаимосвязь воспитателя и музыкального руководителя, песенный репертуар. В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы (на слайде).
Так же мной изучены и находят применение методические разработки Битус, Картушиной, Огороднова Д. Е., Емельянова В. В., и Стрельниковой Н. В.
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.
6 слайд
В работе по данной теме мной была поставлена цель
Цель:
использование здоровьесберегающих технологий для обеспечения качества певческой деятельности старших дошкольников
Для реализации цели поставлены следующие задачи
Задачи:
• Способствовать формированию мотивации к певческой деятельности
• Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий
• Обогащать предметно-пространственную развивающею среду дидактическими пособиями
• Приобщать родителей к участию в образовательном процессе по формированию певческой деятельности дошкольников
7 слайд
В соответствии с требованием ФГОС ДО об индивидуализации процесса дошкольного образования, идя от ребенка, его чувств, переживаний к пению и основываясь на сензитивности дошкольного периода, используя технологии по здоровьесбережению – только с учетом этих условий мы можем обеспечить качество певческой деятельности.
8 слайд
Голос- это своеобразный индикатор здоровья.
Использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающие упражнения
позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к певческой деятельности, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий
Валеологические песенки-распевки.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:
Доброе утро! «Здравствуйте!»
Двигательные упражнения, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой установки. Детям нравиться выполнять такие упражнения,как “Примерка пиджачка”,“Пружинки” :“Березка”. Выработке певческой установке способствуют песни Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, «Баба Яга», «Сидит дед», «Спинка-тростинка» Картушиной. которые дети любят и с удовольствием исполняют.
Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охраной голоса от заболеваний. Несложные упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, повышают показатели развития певческих способностей детей-«Насос», «Обними себя», «Надуй шарик» и др.
.Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”.
С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.
Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
В этом упражнении мы с детьми используем прием соревнования : кто насчитает больше Егорок.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова. Такие как:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
Также на занятиях использую развивающие упражнения с голосом
В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.
Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:
• человеческому голосу (крик, смех, плач,
• голосам животных (мяукать, куковать и т. д. ,
• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.
Варианты заданий в играх даю разнообразные:
• произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
• изменяем регистр голоса: высоко, низко;
• изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.
Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и чистоговорки.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. «Две сороконожки», «Котик», «Буратино»
В своей работе использую мультимедийные презентации, с игровыми упражнениями, попевки на звуковысотность и ритмический слух.
Использование икт поддерживает внимание и интерес детей на протяжении всего занятия.
9 слайд
Реализация данной работы осуществляется в разнообразных формах.
10 слайд
Для реализации поставленных задач на музыкальных занятиях я большое внимание уделяю распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации, расширению диапазона голоса. Систематическое использование упражнений помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения.
На этапе формирования певческих умений и навыков в работу включаются одновременно почти все элементы певческой техники, а в последующие периоды они углубляются.
На слайде представлены компоненты певческой деятельности и система упражнений по ее формированию. Певческая установка- правильная и удобная поза для пения. Вокальные навыки-взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Хоровые навыки-взаимодействие ансамбля и строя.
11 слайд
Музыкально-творческая среда приводит к возникновению у детей увлеченности певческой деятельностью. Качество среды подразумевает ее многофункциональность, безопасность, доступность, динамичность в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Здесь дети спонтанно в игре, в самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах поют, главное поддерживать в детях желание петь. В этом большую помощь оказывают воспитатели. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, фланелеграф с набором нот, ребята могут заниматься самостоятельной певческой деятельностью, развивать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздников кукольной семьи и др.)
12 слайд
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Поскольку дети, разучивая песни на занятиях, могут вместе с родителями через рисунок показать свое отношение к тому или иному произведению и нарисовать его дома. Работы, выполненные в сотворчестве с детьми, используется нами как дидактический материал.
В работе с родителями использую следующие формы : беседы- «Музыка и дети», педагогический проект «Берегите детский голос», цель которого привлечь родителей к данной теме, повысить компетентность родителей, сформировать у них необходимость беречь детский голос, мастер-класс «Караоке-бар, круглый стол- «Поем вместе», вопрос-ответ.
13 слайд
В реализации цели мной была разработана картотека здоровьесберегающих упражнений и распевок. Разработан перспективны й план, представлен конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений.
14 слайд
Такая работа по развитию певческих умений и навыков дала свои результаты. Ребята полюбили песню, научились владеть своим голосом, понимать многие термины, дирижерский жест. Дети научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, начали петь самостоятельно после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышать и оценивать «правильное» и «неправильное» пение. Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики. Если на начальном этапе работы по всем основным критериям певческих умений и навыков диагностика показала низкий процент усвоения, конечный результат показал положительную динамику: процент сформированности критерия - вокальная техника повысился до 60%, звуковысотного слуха до 70%.
Повторное анкетирование родителей показало 100 процентную заинтересованность родителей певческой деятельностью (выпускной, понимание того, что детский голос можно и нужно беречь.
15 слайд
Положительный результат хочется отметить участием в конкурсах на разных уровнях
16 слайд
Опыт моей работы был транслирован также на разных уровнях, городских, областных, публикации в сети-интернет и в сборнике статей.
Хотелось бы остановиться на рисках. Не было уверенности в поддержке родителей. Отсутствие компьютерного и мультимедийного оборудования. Не желание педагогов применять данные технологии в течение дня.
После представления опыта на городском уровне моими наработками заинтересовались муз. руководители и стали их использовать в своей практике.
Относительно своей работы я хотела сделать вывод:
Вывод: Здоровьесберегающие технологии : комплексы дыхательных упражнений, артикуляционных гимнастик, речевые упражнения, их систематическое использование, в певческой деятельности формируют устойчивые и качественные певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют также важную роль в охране детского голоса.
17 слайд
В соответствии с этим мной были поставлены следующие перспективы
18 слайд
Литература и интернет ресурсы, которые помогли мне при изучении данной темы.