Тишакова Валентина
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно полезным трудом.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившая в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Понятие «здоровый образ жизни» охватывает все сферы жизнедеятельности и рассматриваются учеными в рамках многих научных дисциплин: медицины, философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии, и других отраслях познания.
Многочисленные авторы - М. А. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и др. считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно - образовательного процесса. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. В условиях нашего детского сада, особенно в группе с нарушением речи, проблема здоровьясбережения наиболее актуальна.
Результаты использования новых технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности - улучшения здоровья детей и их психофизического развития. Планомерная работа по использованию технологий приводит к улучшению состояния здоровья воспитанников, повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию движений и психофизического развития. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий.
Использование данных технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни.
Коллектив нашего детского сада уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Одним из приоритетных направлений деятельности - это охрана и укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание здоровьесберегающей среды, вовлечение родителей в активную деятельность по воспитанию дошкольников.
В компенсирующей группе «Сказка» ведется работа по здоровьюсбережению, так как есть проблемы в здоровье и коррекции развития. На основе диагностических данных была составлена система воспитания и оздоровления детей. В группе проводятся профилактическая и оздоровительная работа. Используем следующие оздоровительные технологии :
• методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой;
• методики, направленные на развитие двигательной активности;
• методики, направленные на профилактику ОРЗ;
• методики, направленные на развитие речевого аппарата.
Педагогами нашей группы рационально используются физкультурный уголок, «сухой» бассейн, дорожки «здоровья», разнообразное оборудование для силовых упражнений, развития ручной моторики и зрительно-моторной координации, глазомера. Особое место в воспитании придаем развитию движений через подвижные игры, как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
В процессе образовательной деятельности даем детям представление о способах и методах здоровьесбережения, формируем у них навыки здорового образа жизни, а также способствуем их рациональному использованию. Оздоровительная деятельность является в своем роде «уроками здоровья». Опыт показывает, что в работу по оздоровлению детей нужно еженедельно включать познавательные циклы деятельности, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
С целью организации целенаправленной помощи детям с ОВЗ был создан кружок «Здоровячок». Организация деятельности в кружке с ориентацией на оздоровительные и коррекционные мероприятия выявила положительное их влияние на повышение речевой и двигательной активности детей, укреплению здоровья.
Для реализации поставленных задач по формированию здорового образа жизни, используем проектный метод. В группе был реализован проект «Хочу быть здоровым». Целью проекта является подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье, о влиянии правильного питания на здоровье.
Семья и детский сад - это микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы : открытые просмотры образовательной деятельности; общие и групповые родительские собрания; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в проведении праздников, досугов; анкетирование; дни здоровья.
Результаты использования педагогических технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности - улучшение здоровья детей и их психофизического здоровья, заметно уменьшилось число болеющих детей, хороший показатель полученных знаний и умений в повседневной жизни. Как показала практика, планомерная работа по использованию технологий приводит к расширению кругозора детей, воспитанию уверенности в себе, повышению их самооценки. По результатам диагностики уровень знаний на высоком и среднем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение здоровьесберегающих технологий отвечает задачам дошкольников и может быть использован в образовательных системах других образовательных учреждений.
Список использованной литературы
1. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ : проектирование, тренинги / сост. Н. И. Крылова – Волгоград: Учитель, 2009.– 218 с.
2. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет/ М. Ю Картушина – М, : ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : метод. пособие/ М, : ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.
4. Горбатенко О. Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ : планирование, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.