Рина Яхина
Обновление содержания образовательного процесса на основе использования ИКТ-технологий в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление содержания образовательного процесса на основе использования ИКТ-технологий в условиях внедрения ФГОС
Развитие компьютерных технологий привело к информатизации современного общества, в том числе, самых маленьких его членов – дошкольников. Современные дети легко и быстро осваивают новые разработки и новинки – айфоны, планшеты, компьютеры и т. д. Они вызывают у детей большой интерес, так как обеспечивают доступ к разнообразным компьютерным играм, приложениям, мультфильмам и т. д. Эту особенность современных детей можно и нужно учитывать при организации образовательного процесса. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»,- говорил Джон Дьюи (слайд 2). Ряд федеральных документов, в частности, "Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года", косвенно подтверждает эту мысль: "…Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным "довеском" в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество". (слайд 3)
Публикация «Обновление содержания образовательного процесса на основе использования ИКТ-технологий в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
Введение ФГОС ДО обосновывается необходимостью обеспечения качественности и доступности образовательных услуг. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Сегодня ИКТ позволяет: (слайд 4)
• Обеспечить обучение и развитие ребенка в игре;
• Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса через подбор компьютерных программ с учетом развития ребенка;
• Повысить эффективность образовательной работы с детьми за счет максимального охвата детей при выполнении практических упражнений, задач;
• Обеспечить коррекцию недостатков в развитии или поведении, состоянии.
Использование ИКТ-технологий предполагает наличие в ДОУ аудиовизуальных средств (интерактивные доски, панели, полы, столы, комплексы, новейших электронных образовательных ресурсов, т. е. программно-методического обеспечения, а также специалистов, обладающих информационной культурой (прошедших обучение). (слайд 5). В настоящее время в МАДОУ «Березка» данные условия имеются, что обеспечивает регулярное применение ИКТ-технологий в педагогической деятельности. Аудиовизуальными средствами оснащены следующие помещения ДОУ:
1. Компьютерный класс. (слайд 6)
Снабжен 11 компьютерами и интерактивной доской Смарт. В данном классе дети осваивают азы компьютерной грамоты, закрепляют элементарные математические представления. Для этого используются следующие электронные пособия и программы, включающие интерактивные игры и задания:
«Скоро в школу. Учимся считать»,
«Веселые уроки. Математика»,
«Арифметика. Магазинчик домовенка Бу».
2. Комнаты экологии – «Растительный мир», «Животный мир» (слайд 7).
Данные помещения предназначены для подгрупповой работы с детьми природоведческого характера и снабжены двумя комплектами оборудования «Живой уголок» (растительный и животный мир). Данное оборудование представляет собой электрофицированный стенд с сенсорным экраном, две магнитно-маркерных доски и информационный стенд «Наши домашние животные/растения». Стенд с сенсорным ЖК-дисплеем имеет световую индикацию, на которой отображены растения или животные. Педагог или ребенок выбирает изображение с помощью сенсорной указки. При этом включается аудиозапись «рассказ виртуального учителя» об особенностях данного животного/растения. При необходимости педагог при помощи программного обеспечения может запустить видеоролик, слайд-шоу. Управление с дисплея очень удобно и понятно благодаря интерактивному меню. Магнитно-маркерные доски предназначены для обобщения и закрепления представлений детей о многообразии животного/растительного мира. Имеют возможность нанесения записей при помощи цветных маркеров, комплект тематических магнитов, а также карманы для раздаточного материала.
Образовательную деятельность в данных помещениях планируют и организуют педагоги групп в соответствии с календарно-тематическим планированием. С целью обучения педагогов по использованию данных стендов, старшим воспитателем была организована презентация, мастер-класс по управлению ЖК-дисплеем.
3. Изостудия, музыкальный зал, кабинет психолога, 1 группа детского сада имеют интерактивные доски Смарт (слайд 8). Педагоги в своей профессиональной деятельности пользуются следующим комплектом электронных образовательных ресурсов.
Развитие речи (логопеды, музыкальные руководители, воспитатели)
Веселые уроки. Математика (воспитатели, воспитатель по компьютерной грамоте)
Диагностическое лото. Социально-личностное развитие дошкольника (педагог-психолог)
Фантазеры. МУЛЬТИтворчество (инструкторы по труду, воспитатели)
Мир природы (воспитатели).
Мир музыки (музыкальные руководители).
Развивающие раскраски (инструкторы по руду)
Веселые уроки. Правила поведения на улице (воспитатели).
4. Кабинет психолога оснащен компьютерным аппаратно-программным комплексом БОС по психоэмоциональной коррекции (слайд 9).
БОС – это технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических процедур, в ходе которых человеку с помощью компьютерной техники предъявляется информация о состоянии или изменении собственных физиологических процессов (с помощью определенных датчиков). То есть БОС представляет собой «физиологическое зеркало», в котором отражаются внутренние процессы. В ходе сеанса датчики регистрируют у детей физиологические показатели (параметры) – работа сердца, коры головного мозга, мышечный тонус. Ребенок может не только «видеть и слышать» как функционирует его организм, но и, используя специальные методические приемы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции. К примеру, ребенку предлагается с помощью собственных усилий добиться комфортного, спокойного внутреннего состояния (ЭЭГ-БОС тренинг). В случае успешных попыток ребенок будет слышать приятную мелодию – сигнал обратной связи. Если попытка оказывается неудачной, музыка прерывается. Задача ребенка – постараться сделать так, чтобы музыка звучала как можно дольше и прерывалась как можно реже.
Работа строится в 3 направлениях (слайд 10) :
1) ДАС-БОС – обучение пациента навыку диафрагмально-релаксационного дыхания
2) ЭМГ-БОС – обучение пациента произвольному снижению повышенного мышечного тонуса
3) ЭЭГ-БОС – это аппаратный метод обучения саморегуляции, который позволяет достоверно регистрировать электрические сигналы коры больших полушарий головного мозга.
Регулярная работа с детьми, имеющими отклонения (к примеру, детьми с девиантным поведением) позволяет в короткие сроки уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления (ЭМГ-БОС, оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмально-релаксационого типа дыхания (ДРД, восстановить хорошее самочувствие и настроение, спокойствие и уверенность в своих силах. Перечень назначений сеансов БОС-терапии широк, используется как в лечебно-профилактических учреждениях, реабилитационных центрах, так и в образовательных учреждениях, в последние годы – в детских садах. Это инновационное направление в образовательной деятельности дошкольных учреждений. Использование данного комgлекса возможно только специалистом, прошедшим специальное обучение на курсах в г. Санкт_Петербург при некоммерческом образовательном учреждении «Институт БОС». Наш педагог-психолог прошла данное обучение и начала работу по коррекции психоэмоционального состояния дошкольников.
5. Кабинет логопеда оснащен аппаратно-программным комплексом БОС «Логотерапевтический» (слайд 11). Предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции (дети с 4 лет). (слайд 12).
Заикание, логоневрозы;
Нарушения темпа речи;
Дизартрия;
Дислалия;
Ринолалия;
Афазии;
Дисграфия;
Дислексия.
В основе метода БОС лежит выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхание животом). Тренировка осуществляется в виде выполнения ребенком определенных игровых заданий («Забор», «Анимация» и т. д.). Программа содержит 470 изображений по более чем 10 темам. Основной курс составляет 35-40 занятий, организуемые учителем-логопедом. Зотеева Ольга Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ «Березка», прошла специальное обучение в г. Санкт-Петербург и осуществляет внедрение данного методу в логопедическую практику.
Таким образом, ИКТ-технологии в МАДОУ «Березка» внедряются и используются в образовательной и коррекционной работе с детьми. Этот процесс является инновационным и способствует обновлению содержания образовательного процесса, обеспечивает качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным образовательным стандартам. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые горизонты для широкого внедрения в образовательный процесс инновационных методических разработок, способствующих совершенствованию воспитательно-образовательной работы, основанной на информационно-коммуникационных технологиях.