Галина Овчинникова
Укрепление здоровья детей посредством использования новых здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения количество здоровых детей снижается год от года. В целях совершенствования системы физического воспитания и образования дошкольников необходимо внедрять новые здоровьесберегающие технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.
Публикация «Укрепление здоровья детей посредством использования новых здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Научно-обоснованная система укрепления здоровья детей средствами физической культуры предусматривает последовательное, поэтапное развитие с самого раннего возраста основных жизненно-необходимых физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты, выносливости, силы.
Приоритетным направлением детского сада является – физическое развитие воспитанников. Работа ведется по программе «Старт» под редакцией Л. В. Яковлевой, Л. К. Юдиной. Предлагаемые в данной программе акробатические упражнения сложны по технике исполнения, кроме того, в процессе занятий выяснилось, что данный учебный материал не решает всех задач физической подготовленности дошкольников в показателях гибкости, поэтому использую новые здоровьесберегающие технологии.
В исследованиях Л. Е. Лебедянской, В. И. Ляха подчеркивается необходимость воспитания гибкости для овладения техникой двигательных действий. Движение человека с оптимальным уровнем воспитания гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.
В своей педагогической практике основываюсь на стандартные методики воспитания гибкости, а также использую новые нетрадиционные виды гимнастики: статические упражнения, Хатха-йога, пилатес, каланетика, адаптированные к дошкольному возрасту.
Цель: выявить эффективность специальных комплексов упражнений с использованием нетрадиционных видов гимнастики, направленных на воспитание гибкости дошкольников.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме воспитания гибкости у детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать специальные комплексы статических упражнений с использованием средств и методов Хатка-йога, пилатес, каланетика, направленных на развитие гибкости детей, с учетом их возрастных особенностей и ввести в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
3. Проанализировать эффективность воздействия специальных комплексов упражнений, направленных на воспитание гибкости у дошкольников.
Метод стрейчинга представляет собой систему статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Такое растягивание предполагает медленное тянущее усилие под действием, которого мышца становится длиннее, чем обычно, применяется и удерживается в течение некоторого времени определенная поза.
Пилатес – упражнения этой системы позволяют при минимальной нагрузке на позвоночник, укрепит мышечный корсет, не наращивая при этом объема мускулатуры. Развивает координацию, улучшает гибкость.
Хатха-йога – система статических упражнений, в процессе которой дыхательные движения осуществляются диафрагмой и межреберными мышцами. Нацелена на развитие внутреннего самоочищения, свободы в движениях, координации и гибкости, а так же снятие мышечного напряжения.
Каланетика – эта уникальная система упражнений, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Предполагается выполнять упражнения в тишине или под музыку в медленном темпе (низкая громкость звучания).
Статические упражнения для воспитания гибкости целесообразно включать в комплекс общеразвивающих упражнений, которые представляют собой систему специально разработанных движений и могут выполняться с разным мышечным напряжением разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. В этом случае воспитание гибкости будет осуществляться без ущерба для других видов двигательной деятельности. В занятия, включаю статические упражнения постепенно, начиная с самых простых исходных положений: дети несколько раз выполняют динамические упражнения, а затем - статические.
На 1 этапе – обучение статических упражнений охватывала как мелкие, так и крупные мышечные группы. Учитывалось неравномерность развития отдельных мышечных групп в детском возрасте. Для развития слабых мышц (брюшного пресса, туловища, плечевого пояса) учитывалось число повторений статических упражнений, а для более подготовленных мышечных групп, это число было неизменным при периодической смене упражнений.
Для постепенной подготовки организма детей к работе в статическом режиме сначала включала в подготовленную часть занятия 2-3 упражнения. Для повышения эффективности и подержания эмоционального тонуса на каждом занятии одно статическое упражнение заменяла на новое, или меняли и. п., (наклон из положения стоя, заменяли наклоном из седа). В течение 3-х месяцев статические упражнения заменяла упражнениями из другой системы: пилатес.
На этапе углублённого разучивания упражнений большое значение имеют приёмы, предполагающие тактильно – мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение тела.
На этапе закрепления и совершенствования навыка, связанных с выполнением статических упражнений, активно использовала игровой метод. Включение статических упражнений в подвижные игры «Фигуры», «Слушай сигнал», «Море волнуется» создаёт возможность относительно точной дозировке физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Выполнение статических упражнений в игровых условиях способствует совершенствованию и стабилизации навыка. После 5 – 6 занятий воспитанники адаптируются к этому виду нагрузки, что можно определить по точности выполнения упражнений, их амплитуде движения (легко и свободно, ритм дыхания (без задержки, уменьшению пульсовой реакции в ответ на статические усилия.
Использование в работе с детьми фотографий, картинок, на которых изображено, как выполняется то или иное статическое упражнение, играет важную роль в формировании двигательного навыка. Наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнок получит возможность самостоятельно моделировать упражнение, например выкладывать его но панно из элементов частей тела схему упражнения и проговаривать последовательность действий. Использование этого приёма позволяет развивать самосознание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и оценивать движения.
Использование детьми статических упражнений в процессе самостоятельной двигательной деятельности позволяет поддерживать достигнутый уровень гибкости. Для повышения интереса к выполнению статических упражнений для большинства из них было придумано словесное сопровождение:
Почуял тигр свою добычу
И приготовился к прыжку.
Но потянулся, улыбнулся,
Подумал: «Есть я не хочу» (Упражнение «Тигр»)
Читаю стихотворение, предлагаю отгадать, о каком упражнении идёт речь, и выполнить его. Внесение проблемной ситуации в двигательную деятельность, связанную с выполнением статических упражнений, позволяет ребёнку самостоятельно осмыслить, представить упражнение, что, в свою очередь, способствует сознательному усвоению и закреплению в памяти. Успешное овладение новыми формами движений укрепляет уверенность детей в своих силах, формирует у них положительное отношение к занятиям физической культуры.
На 2 этапе - вводила комплексы из 6-7 упражнений. В паузах отдыха выполнялись упражнения для восстановления дыхания, на расслабление мышц. 1-2 статических упражнений заменяла упражнениями из системы Хатха-йога. Для интереса перед комплексами дети в течении 5 минут выполняли 6-10 динамических упражнений в движении, что служит разминкой перед статическими упражнениями с целью исключения травмоопасности (ходьба, танцевальные комбинации, прыжки, упражнения для мышц плечевого пояса, махи, выпады, наклоны). Затем дети выполняют статические упражнения в следующей последовательности: с предметом, на гимнастической скамейке, стуле, в кругу без предмета, в парах. В два круга, у гимнастической стенке, с мешочками, жгутами. Затем очередность упражнений менялась.
На 3 этапе – упражнения используются не только в подготовительной части, но и в конце основной. Характер статических упражнений был направлен на воспитание статической выносливости, гибкости, силы. В конце основной части занятия (в течение 5 минут) выполняются 2-4 статических упражнения по типу «круговой» тренировки. Для разнообразия заменяю 1-2 статических упражнения – упражнениями из системы каланетика. Выполнение упражнений на каждой станции 30-40 секунд. Дозировка упражнений зависит от того, какое физическое качество развивается, а также от сложности гимнастической позы. Упражнения выполняются повторно-интервальным методом. Для развития реакции, внимания, воспитание волевых качеств - применялись следующие методические приемы: дополнительные звуковые и зрительные ориентиры, варьированные условия, фиксация упражнений под разным углом наклона, различное сочетание динамических и статических упражнений.
Используемые упражнения статического характера данных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс позволяют разнообразить занятия, усовершенствовать методику и повысить уровень гибкости у детей. Учитывая важное значение качества гибкости для детей старшего дошкольного возраста используемые новые технологии в гимнастике обогатили стандартные методы воспитания гибкости, и позволили повысить уровень показателей не только этого качества, но и других физических качеств, так как, не одно физическое качество не развивается отдельно.