Светлана Васильева
Консультация для воспитателей «О развитии чувства цвета у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения интересовала человечество с глубокой древности и продолжает оставаться актуальной в силу своей специфической особенности и в настоящее время. Психолого-педагогические исследования российских и зарубежных педагогов подтверждают способность детей дошкольного возраста к эстетическому восприятию,эстетическим чувствам. Известно,что ранние эмоциональные переживания,связанные с восприятием красоты,оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами,при благоприятном влиянии,это первое,не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному перерастает в хороший художественный вкус,в потребность знать и любить искусство. Наблюдения показывают,что дети,с которыми ведут работу по развитию эстетических чувств,оказываются способными к элементарному художественному и эстетическому осмысленному восприятию и переживанию произведений живописи. Элементарное эстетическое переживание связано с удовольствием,которое доставляет нам форма предметов и их цвет-определенное цветовое сочетание. Хорошо развитое чувство цвета-основа для развития способности чувствовать и оценивать богатую палитру красок в природе,жизни,произведениях искусства. Однако хорошо развитое ощущение цвета,формы,линии и т. д. -это только предпосылка к более сложным переживаниям и к эстетическому восприятию. Значение таких качеств и свойств,как цвет,форма,линия и т. д. заключено не только в них самих,но и в том,что они выражают. Именно поэтому в процессе воспитания важно не только учить детей видеть эти стороны предметов и явлений,различать их,но и отличать их выразительность. Отсутствие у детей конкретных ощущений богатства цветовой гаммы природы, её звуков, форм ведёт к отсутствию переживаний этих качеств, а в своей речи при характеристике природных явлений дети в таком случае начинают пользоваться установленными штампами. Задача воспитателя-научить детей смотреть на реальные предметы,находить в них образные сравнения,отходя при этом от штампов.
Публикация «Консультация для воспитателей „О развитии чувства цвета у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
В своей работе большое место я отвожу занятиям, играм, упражнениям и т. д.
направленным на развитие чувства цвета. В Японии,где эстетическому развитию традиционно уделяется огромное внимание,дети с детства обучаются различать до ста пятидесяти оттенков цветов.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления посредством цвета. Знакомя детей с цветовым разнообразием, педагог воспитывает у них эстетическое отношение к окружающей жизни,способствует накоплению впечатлений,развитию художественного вкуса. Ребенка следует постепенно вводить в мир гармонии цвета. В детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно,планомерно,с учетом индивидуального опыта ребенка.
Ещё в древности цвет считался одним из главных свойств предметов и явлений окружающего мира. Считалось,что цвет влияет на настроение и самочувствие человека,что он может как радовать,так и вызывать чувство раздражения,агрессии,тревогу,чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный,синий, голубой), другие, наоборот,раздражают,возбуждают (красный,оранжевый,пурпурный,жёлтый).Иными словами,цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Первым исследователем воздействия цвета на человека был И. Гёте. Его труд «К учению о цвете» содержит анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение он выделил цвета : возбуждающие, оживляющие, бодрящие-красные,красно-жёлтые; порождающие печально-беспокойное настроение:сине-фиолетовые,успокающего умиротворения-зелёные. И. Гёте опоэтизировал воздействие цвета,отмечая, что в зелёном цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокаивать глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Учёные предполагают,что люди не видели всех цветов,которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета-красный,жёлтый, а затем уже синий и зелёный. Известно,что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырё х красок:красной,охры,чёрной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они ещё долго продолжали путать зелёный и синий цвета,а лиловую и фиолетовую краски стали различать позднее.
На Руси красный цвет считался признаком красоты,и всё,что было связано с понятием «красивый» называлось красным:красное крыльцо, красный угол, красное солнышко и т. д; белый наряд невесты-символ веры и чистоты. Однако,у разных народов символика различная. Символика цвета рождалась и умирала, но в наши дни она сохранилась в искусстве, поговорках, крылатых выражениях: тоска зелёная, скука серая, дела чёрные и т. д.
Исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, В. С. Мухина отмечает, что… в рисунке детей на тему «красивое и некрасивое» не просто воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдаётся жёлтой, красной, оранжевой и изумрудно- зелёной краскам. Про этом ребёнок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета.
Неподражательный цвет, которым раскрашивают «красивое»,часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда дети один предмет раскрашивают сразу несколькими красками. «Некрасивое» в глазах ребёнка выглядит особенно неприятно, если оно изображено нарочито неправильно, скверно или закрашено каким-либо тёмным цветом. Рисуя «некрасивое» малыши не жалеют черной краски, тёмно-коричневой, тёмно-синей. Отечественные психологи и педагоги Л. А. Венгер, В. В. Запорожец, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, А. П. Усов, Е. Г. Приходько и другие доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ. Человеческий глаз способен отличить до трёхсот оттенков. Восприятие цвета может быть одно из самых счастливых качеств, которыми природа наградила человека.
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка. Цвет в рисунке является одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети должны осваивать эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали,что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6-7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон для получения разнообразных оттенков.
Задачей педагога является создание условий для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет,пятно и т. д.).
Из года в год ребёнок познает нечто общее, что роднит его со всеми народами, то, что принято называть «общечеловеческими ценностями»,то, что принято называть «общечеловеческими ценностями», в разные исторические времена находило отклик в творчестве разных художников. Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения-непременное условие занятий. Педагог-главный устроитель художественно-организованного занятия. Поэтому в поведении воспитателя важно всё, он-камертон доброжелательности, чутко реагирующий на ход учебно-воспитательного процесса; важно всё-каким тоном произнесена первая фраза на занятии с детьми, какие чувства выражает взгляд педагога,какой сделан жест. Цвета прдстают перед детьми в виде волшебных человечков из разноцветной страны, сказочной птицы с разноцветным хвостом, волшебного цветика-семицветика, разноцветных часов и т. д. создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств искусства-музыки и литературы.