Федорова Елена
Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма.
Именно с воспитания любви к родной природе, по нашему мнению, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении – вот задача, пытаются решить педагоги.
Публикация «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников» размещена в разделах
Когда приходишь в лес, то нужно помнить, что туда приходишь как гость и не надо нарушать жизнь хозяев, вести себя надо скромно, соблюдать правила поведения. Придя на опушку леса, обязательно нужно поздороваться: «Здравствуй, лес, прекрасный лес, полон сказок и чудес!» Уходя, говорить: «Спасибо!» Самое главное правило для нас: «Лес любит тишину!» Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, муравейники, брать домой животных, ломать деревья, уничтожать насекомых, сбивать ногами грибы, разводить костры и Т. Д. В основе этих запретов, стараемся объяснить это дошкольникам, лежит понимание того, что растения, животные, все обитатели леса так же как и люди растут, дышат, питаются, размножаются и в их жизнь нельзя без бесцеремонно вторгаться. Почему, например, нельзя подходить к птичьим гнездам, трогать яички? Да, потому, что из-за этого могут не появиться птенцы: заметив чужого, почуяв посторонний запах, родители могут не вернуться к гнезду. Обнаружением можно привлечь к нему и врагов птиц. Усвоение дошкольниками этого правила порождает заботу о лесе.
Добрые отношения к лесопарку и его обитателям помогают дошкольникам лучше разобраться в законах и тайнах природы. Дети непосредственны, открыты для общения с природой, они хотят и могут многое узнать. Важно помочь им в этом, научить их видеть, слышать, наблюдать природу. В непосредственном общении с природой дети узнают о смене времен года, характерном для данного региона, растительном и животном мире, взаимоотношениях человека и природы, познают себя как часть природной и социальной среды.
Каждая прогулка может существенно пополнить знания ребенка об окружающем мире. Так на прогулке «Что в лесу растет, кто в лесу живет?» мы знакомим дошкольников с этажами леса.
Ищем и рассматриваем травы, цветы, грибы.
Второй этаж леса – кустарники: малина, черемуха, боярышник.
Рассматриваем их плоды.
Верхний этаж – деревья. В нашем лесу встречаем ель, сосну, дуб, березу, клен. Дети дотрагиваются до стволов и веток руками, обхватывают деревья, сравнивают цвет и форму листьев, пробуют на ощупь листья и плоды. Здесь уместно рассказать о том, какие деревья и почему называются лиственными, какие – хвойными.
Опавшие листья и плоды дети собирают для поделок.
Создавая положительный эмоциональный настрой, педагог объединяет в свой рассказ наблюдения детей, дополняет его чтением стихов, коротких рассказов, загадками, подвижными играми. В этом участвуют и дети. На следующих зимних, весенних прогулках внимание детей снова привлекается к этажам леса, жизни растительного и животного мира.
Так постепенно происходит усвоение понятий: сезонные изменения в природе, «этаж леса», животный и растительный мир региона, создается яркий образ родного уголка природы.