Наталья Орешина
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание
старших дошкольников посредством игры»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности. В это время закладываются нравственные основы патриотических качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействуя, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Задачи воспитателя по патриотическому воспитанию :
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах;
знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание нравственного воспитания :
воспитание гуманности как качества личности;
трудолюбия, умения и желания трудиться;
патриотизма, гражданственности;
коллективизма.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Я использую игры : «Гуси-лебеди», «Ловишки с мячом», «Колечко, колечко», «Лиса и куры», «Перебежки», «Салки», «У медведя во бору», «Горелки», «Море волнуется» и т. д.
Дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности, они активизируют психические процессы, вызывают у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Я использую игры :
«Угадай, что в мешочке?»
Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
«С какой ветки детки?»
Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
«Когда это бывает?»
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
«Береги природу»
Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.
«День рождения куклы Тани»
Дид. задача: в игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление про являть о них заботу.
«Учись красиво говорить»
Дид. задача: овладевать средствами художественной выразительности речи (сравнения, синонимы, антонимы) и т. д.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение.
Я использую игры : «Поиграем – угадаем», «Телефон», «Пантомима», рассказываем стихи с помощью мимики и жестов, разыгрываем сюжеты сказок и т. п.
Словесные игры также используются при воспитании нравственных чувств. Например,
«Любимое качество»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
«Верные друзья»
Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.
«Только хорошее»
Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
«Щедрые подарки»
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости и т. д.
Строительные игры. В строительных играх дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.