Бабкова Светлана Владимировна
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У многих наших сограждан искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны мешать патриотическому воспитанию. Возрождение духовно-нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества – вот главная идея моей педагогической деятельности.
Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Родной дом и двор, где он не раз гулял и вид из окна квартиры и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста» стало – одним из важнейших звеньев моей системы в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Система и последовательность патриотической работы включает следующие разделы:
-Семья.
-Детский сад.
-Родной город.
-Страна, её история.
-Символика (герб, флаг, гимн).
-Права и обязанности.
В воспитании нравственно-патриотических качеств личности я придерживаюсь следующих принципов при организации образовательного процесса:
• принцип регионализации основополагающий он включает изучаемый материал отражающий региональные, географические, исторические, архитектурные, сведения об общественной жизни донского края, города его особенностях.
• принципы:гуманизации, дифференцированного подхода,интегративности и наглядности.
• Принцип гуманизации. Умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• Принцип дифференцированного подхода. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
• Принцип интегративности. Сотрудничество с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем.
• Принцип «позитивный центризм». Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
• Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результатов.
В своей работе я использую вариативные технологии:
• - игровые,
• - информационные,
• -коммуникативные,
• - проблемные,
• -развивающего обучения,
• -консультативные,
• - визуальные,
• - проектные.
Основной целью моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является :
формирование представлений детей о малой Родине, родном крае, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
• формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование любви к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• Повышение педагогической компетентности родителей в области нравственно-патриотического воспитания детей.
Для реализации поставленных задач я составила дополнительную рабочую программу в основекоторой использовала дополнительные программы и технологии:
«Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитаниюПод редакцией Н. Г. Зеленовой и Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста под редакцией Ветохиной А. Я.
Нравственно-патриотическое воспитание детей ведется по направлениям которые включают вариативные формы работы с детьми :
-Организованная образовательная деятельность с детьми включает (комплексные занятия познавательного и развивающего цикла на темы : «Донская степь-мой край родной», «Моя Родина-Россия»;
-Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей включает :-беседы о Родине, о родном городе, о природе донского края, чтение художественных произведений на темы: «Планета Земля. Родина, город»; просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей на нравственно-патриотические темы; Игры народные, подвижные, спортивные и сюжетно-ролевые на темы: «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» «Лётчики»;
- Культурно-познавательная деятельность включает - праздники, развлечения, акции, экскурсии в краеведческий музей г. Шахты, библиотеку, посещение достопримечательностей города Шахты, встречи с интересными людьми;
-Взаимодействие с родителями - это участие в музыкальных праздниках, развлечениях, физкультурных досугах и конкурсах.
• Основные средства нравственно – патриотического воспитания
• Художественные средства
- Художественная литература
• -Изобразительное искусство
• - Музыка
• - Кино
- Самостоятельная деятельность детей
- Игровая
• - Познавательная
- Трудовая
- Творческая
- Коммуникативная
Природа
- Живая природа
-Неживая природа
Окружающая обстановка (социум)
- Эмоциональное благополучие
• -Любовь окружающих взрослых и сверстников.
Для успешного построения образовательного процесса и решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников, в группе оборудована предметно-развивающая среда, включающая познавательно-развивающий уголок «Моя Родина - Россия», где размещены материалыметодических и наглядно-дидактических пособий по разделам:
• «Россия-Родина, донской край, мой город Шахты»,«Символика России и малой Родины», «Детям о Великой Победе»;
«Природа и фауна донского края» - представлена репродукциями картин и фотографиями: животных, птиц, рыб, растений и грибов;
- дидактические и развивающие игры по темам : «Военная техника», «Найди флаг России»; «Шедевры в числах, живопись, архитектура, скульптура», «Достопримечательности России», «Картины Русских художников».
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей я выстроила по следующим блокам:
Первый блок – «Я и Моя семья», «Я и мои друзья».
На занятиях воспитываю у детей любовь и уважение к мамам, папам, пожилым людям, а также доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
В процессе организованной образовательной деятельности на тему: «Я и Родина»
знакомлю детей с родной Страной, донским краем, городом Шахты, историей, памятниками архитектуры, со святынями и памятными местами родного края, государственной символикой, русскими героями и великими полководцами.
«Мир –прекрасное творение», в работе по этому направлению я обращаю внимание детей на богатство, красоту и разнообразие природы донского края, учу детей видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы.
«Вижу чудное раздолье…»
В процессе этой деятельности я провожу с детьми природоохранные акции на темы:
Поможем пернатым друзьям!».Акция направлена на сохранение и бережное отношение детей к природе и забота о птицах. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли родители, проявив мастерство и фантазию.
Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки и подкармливают птиц хлебными крошками.
Природоохранная акция «Сохраним и приумножим», посвящённая «Дню Земли».
В рамках акции провожу с детьми интересные мероприятия: викторина «Юный любитель природы», конкурсы детских рисунков и поделок на темы: «Люблю тебя, Земля Донская», «Сказки эти любят дети». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. Совместно с детьми высаживали саженцы берёзы, липы и ивы. Надеемся, что в скором времени эти росточки будут радовать нас своей зеленью и обильным цветением.
Так же традицией в моей группе «Аленький цветочек» стало проведение Акции “Доброе сердце”, - которая приурочена к Международному дню инвалидов. Её цельсочувственное, доброе отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный характер.
Были проведены с детьми тематические беседы на тему: “Почему инвалидом тяжело жить”, «Мир спасёт доброта», что вызвало у детей сочувствие - переживание (“как ему плохо”) и сочувствие – действие (“ему плохо, я помогу”). Воспитанники выступили в реабилитационном центре «Добродея» с развлечением «За безопасность дорожного движения-все вместе!» и в заключении подарили детям рисунки «Дружат дети на планете».
Весной этого года, в рамках празднования 80-летия Государственной авто инспекции, воспитанники участвовали во встрече с ветеранами ГИБДД, подготовили для них музыкальные номера и вручили поздравительные рисунки.
- «Культура и традиции»- этот блок мероприятий включает участие детей и родителей в праздниках и развлечениях.
«День защитника отечества»,на празднике дети поздравляют пап стихами, песнями и танцами военной тематики, у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины. Папы наших воспитанников делятся своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных сил России, принимают участие в совместном спортивном празднике «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».
«Праздник 8 Марта»- посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Накануне дети своими руками делают для мам подарки.
• «Поклонимся Великим тем годам.». Приподготовке празднования Дня Победы мы проводим акцию «Голубь мира», изготовленных детьми белых бумажных голубей, как символов мирной жизни, дарим ветеранам. Большой интерес вызывают у ребят рассказы ветеранов тыла о нашем городе во время войны, о том вкладе в дело Победы, который внесли наши земляки. Дети с упоением слушают стихи и песни военных лет в исполнении взрослых и сами принимают участие в праздничном концерте в честь ветеранов. Заранее вместе с дошкольниками и родителями оформили выставку – поздравление «Никто не забыт, ни что не забыто!».
Совместно с родителями организовываем для детей экскурсии на аллею Победы, где дети возлагают цветы к Вечному огню. В подведении итогов акции в детском саду был проведён митинг-концерт «Мы не забудем их подвиг Великий!»
Знакомство с родным городом, донским краем их достопримечательностями, природой вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта деятельность продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. С ребятами мы оформляем галерею детского творчества на темы: «Моя Родина-Россия», «Донской край люби и знай».
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Результатом внедрения Федерального государственного образовательного стандарта явилась выстроенная, эффективная модель сотрудничества с родителями, основанная на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых в детско-родительском клубе «Содружество».
Организация активного взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей ведется черезвариативные формы работы : консультации на тему: «Гражданин воспитывается с детства», «Крепка семья — сильна Россия», Родители принимают активное участие в выставках художественного творчества «Осенний вернисаж», «Милой мамочке моей- это поздравление»-посвящённое Дню матери в России», «Космическое путешествие», «Салют, Победа!», «Пусть всегда будет солнце!». Участвуют в праздниках и театрализованных представлениях «Люблю тебя, Земля донская», «Мама, папа, я-спортивная семья». Так же и в проектной деятельности на темы: «Дружат дети всей Земли», «Я и Родина моя», «Вместе дружная семья детский сад, родители и я».
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми считаю очень эффективными: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.
Результатом моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является то, что ребята имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем. Дети знакомы с образцами русских народных промыслов, ориентируются по карте, глобусу, знают названия крупных городов и рек России. Знают знаменитых деятелей искусства РФ. Детский словарь обогащен народными мудростями, дошкольники легко ориентируются в народных приметах о природе, знают народные праздники. Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.