Антонова
Нетрадиционные формы работы по речевому развитию с воспитанниками ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый взрослый человек желает быть здоровым и растить здоровых детей. Однако, сложившиеся социальные условия и проблемы в состоянии современной экологической обстановки не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье.
Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Хорошо развитая речь является одним из важнейших условий всестороннего развития личности. Чем грамотнее и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем обширнее его возможности в познании и адаптации в окружающем мире, полноценнее и гармоничней отношения со сверстниками и взрослыми, стабильней происходит формирование его психических процессов, благодаря чему индивид, в частности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, увереннее занимает свою личностную позицию в социуме. поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Классификация :
• глухие •
• позднооглохшие •
• слабослышащие •
• незрячие •
• слабовидящие •
• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата •
• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы •
• лица с нарушением интеллекта •
• лица с тяжелыми нарушениями речи •
• лица со сложными недостатками развития •
• дети с задержкой психического развития (труднообучаемые).
Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Вообще, что такое мелкая моторика? - это точные хорошо скоординированные движения пальцами. И. П. Павлов говорил:-"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
-произвольного внимания;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
Формировать, закреплять и совершенствовать пространственные представления, а именно:
-ориентацию на листе;
-ориентацию в пространстве, на примере собственного тела (что немаловажно для детей с ОВЗ).
Закреплять, навыки учебной деятельности, а именно :
- умение действовать по словесным инструкциям;
- контролировать собственные действия.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Все виды этой деятельности мы стараемся использовать в своей работе с детьми.
К традиционным формам работы можно отнести :
— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением;
— графические упражнения: обводка по контуру картинок, штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность- это работа с бумагой, пластилином;
— застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
— игры: мозаика, конструкторы, шнуровки. ;
К нетрадиционным формам работы относятся :
-самомассаж, который оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук, когда с помощью различного материала : грецких орехов, карандашей, еловых шишек, воздушных шаров или плотных матерчатых мешочков наполненных различным материалом (крупами, семенами, солью, мукой, песком, мелкими камушками) осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. Научить детей самомассажу рук несложно.
- — игры с пальчиками, с использованием разнообразного бросового, природного, хозяйственно-бытового материала (различные крупы, семена, крышечки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, использованные корпусы от фламастеров, спички, палочки от мороженого, прищепки и многое другое). Сюда можно отнести игры "Золушка"- (перебирание круп, семян по определенной инструкции, выкладывание букв, слов из круп и семян)
-выполнение фигур и букв из палочек и пальцев рук сопровождая повторением стихов (Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет);
- заучивание стихов руками с использованием массажных мячиков (я круги кругом катаю.);
- методику Су-Джок, особое место в этой методике отводится большому пальцу, массажу ладоней рук, подушечек пальцев
-рисование веревочкой;
- выполнение фигур с помощью пальцев или другими словами - пальцевая йога. Это выполнение статических упражнений : кольцо, коза, заяц, вилка. А также упражнения типа «Пальчики здороваются», «Очки», «Человечек шагает», сюда же можно отнести упражнения для развития силы тонуса “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”. Упражнения, направленные на координацию движения:“Кулак – ребро – ладонь”;
-рисуем пальчиками (не только на листе бумаги, но и на доске мокрым пальцем ;
-"Пуговичной терапией "– это комплекс развивающих, коррекционных игр и упражнений с использованием пуговиц. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Коррекционные и дидактические упражнения с пуговицами могут проводиться, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Пуговицы экологичны, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.
-Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Задание можно варьировать, как угодно.
- Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры – шнуровки, которые развивают не только сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. Они развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", способствуют развитию речи, развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Так же на занятиях я учу детей шнуровать личную обувь, закреплять шнурок (т. к. для большинства деток с ОВЗ выполнение этого действия проблематично).
-Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете, форме, ориентировки в пространстве.
С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. Конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достигнуть положительных результатов. К концу года большинство детей могут ориентироваться на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, определять лево – право, чего не было в начале года. Совершенствуются их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повышается уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. Улучшается память и речь, даже самые "слабенькие" дети заучивают, хотя бы одно речедвигательное пальчиковое упражнение. Большинство детей к концу учебного года успешно проходят диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда ведется систематическая комплексная работа. И разрешите закончить свое выступление словами В. А. Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев … чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский