татьяна васильева
Нестандартные формы развития самостоятельности у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Целесообразность формирования личности на этапе дошкольного детства, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах, а именно, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
3 слайд
Публикация «Нестандартные формы развития самостоятельности у детей старшего возраста» размещена в разделах
Я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности
4 слайд
Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены.
Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять.
5 слайд -фото
6 слайд---
Тема может «жить» у детей от одной до двух недель, пока поддерживается детская активность, исследовательский интерес и любопытства по теме. Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
7 слайд
Неделя «Я в мире человек-жизнь древних людей»
Пон-к: беседа о первобытных людях (пещера)
Вторник: электронная презентация «Жилище древнего человека»(компьютер
Среда: экспериментирование «Как добывали огонь» (костер)
Четверг: просмотр мультфильма «Кот, который гуляет сам по себе»(как человек приручал животных)
Пятница: результат недели- оформление «Уголка древнего мира»
8 слайд
В группе создан «Цент исследований» с разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми, где дети знакомятся с различными материалами и их свойствами, экспериментируют и исследуют
При совместной работе со сверстником, подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность, проводят самостоятельные исследования.
9 слайд- фото
10 слайд
Целью мастер — классов является формирование у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
Данные мастер – классы ребята проводят и для детей других групп. Мастер - классы дети могут готовить с родителями, а затем презентовать результаты своих исследований для детей группы, участвовать в конкурсах.
11слайд
Ребенок сам решает — чем он будет заниматься в течении дня, зарисовывает это при помощи символов и знаков, помещает в определенный центр активности.
С помощью вопросов педагога: какая работа и в какой последовательности должна быть выполнена, с чего надо начать, что думают делать затем, что нужно для предстоящей работы – дети лучше понимают порядок действий, приучаются в элементарной форме планировать свои действия и планомерно осуществлять задуманное, что улучшает качество их труда. Затем дети по своей инициативе вносят элементы планирования в свою работу
12 слайд
Я считаю, что данный прием отлично подходит для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок обратился с вопросом, проблемой и просит о помощи. Педагог поясняет:
«Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым дается информация к размышлению. Далее определяется сразу вариант (исходя из личного опыта ребенка, либо методом проб отбирается наиболее эффективный.
Данные приемы формируют у детей способность самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
13 слайд ---фото
14 слайд
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.