Ирина Белякова
Воспитание самостоятельности и ответственности в хозяйственно-бытовом труде у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А. В. Запорожец: «Центральным звеном всей системы всестороннего воспитания дошкольников, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно – трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовность выполнять эти обязанности».
Публикация «Воспитание самостоятельности и ответственности в хозяйственно-бытовом труде у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
При сравнении результатов диагностики, с прошлым учебным годом, наименьшая динамика наблюдается в разделе развитие трудовой деятельности. Отмечалось недостаточно сформированные трудовые навыки детей, недостаточная самостоятельность при выполнении не только трудовых процессов, также не все дети ответственно относились к поручениям.
Чтобы решить возникшие проблемы мы поставили перед собой следующие цель и задачи:
Цель: Воспитание самостоятельности детей 6-7 лет в хозяйственно –бытовом труде.
Задачи:
• Создание условий для организации самостоятельной трудовой деятельности детей.
• Выявление эффективных методов и приёмов работы с детьми.
• Обеспечение целенаправленной работы по взаимодействию с семьёй
Учитывая индивидуальные особенности детей, мы условно поделили детей на 3 подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, умеющие договариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, исполняющие задания быстро и аккуратно. С ними мы решили работать над задачей развития стремления помогать друзьям и повышать качество выполняемых обязанностей. Вторая подгруппа – это неуверенные, робкие дети, которые трудятся охотно только при присутствии и контроле взрослого. В работе с ними предстояло повышать самостоятельность и развивать трудовые навыки. К третьей подгруппе отнесли детей, владеющих навыками, но не доводящих начатое дело до конца. С ними задача – развитие интереса к трудовой деятельности.
На предварительном этапе работы мы уделили внимание подготовке материалов, оборудования, подбору активизирующих методов и приёмов; информированию специалистов и родителей. Хочу остановиться на беседе «Мы дежурные», которую провели для понимания общественной стороны труда, в беседе активизировали представления детей, задавая вопросы, побуждавшие детей самим искать ответы, вместе с воспитателем делать выводы. Дети поняли, что, дежуря: они поддерживают порядок в группе, экономят время, "мы быстрее и лучше можем сделать все дела!».
Мы понимали, чтобы активизировать детей в самостоятельной деятельности, необходимо правильно организовать развивающую предметно – пространственную среду в группе. Поэтому мы подобрали соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты, внесли схемы, модели, альбомы, подобрали детскую литературу и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка.
В процессе основного этапа работы происходил выбор эффективных форм, методов и приёмов нравственного воспитания детей в труде, целенаправленное взаимодействие с семьёй. При организации дежурств мы использовали форму – дежурство по звеньям. В течение всего года старались объединять детей в звенья из разных подгрупп: и тех, кто умеет, и кто не умеет, и кто не хочет. Данное объединение позволяло закреплять трудовые навыки и воспитывать чувство товарищества и коллективизма у детей. Мы старались предоставить ребятам больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекать их к участию в планировании работы, используя моделирование. Чаше обсуждались вопросы, связанные с организацией коллективной работы. Дети решали, какой материал использовать, сколько его нужно подготовить, где трудиться, как распределить обязанности при дежурстве, с чего начать работу, как быстрее её сделать. Нами использовались различные эффективные методические приёмы, перечень их вы видите на экране, но хотелось бы остановиться на взаимопроверке. Взаимопроверка повышает взаимную требовательность детей друг к другу. При этом обращалось внимание на то, умеют ли дети быть объективными в оценке действий товарища, достаточно ли тактично делают замечания, способны ли выслушать и принять критику, используют ли в качестве аргумента необходимость выполнять дело ответственно. Дети после взаимопроверок стали более тщательно проверять свою работу, чтобы товарищ не нашел ошибки.
Главной задачей на итоговом этапе была – организация самостоятельной и совместной деятельности с детьми. В режиме дня, в утреннее и вечернее время наши дети имели возможность закреплять практические знания и умения, полученные ранее.
Особо эффективные в данный период формы и методы работы с детьми такие как:
• работа с использованием предметно – схематических моделей, алгоритмов, технологических и пооперационных карт последовательности выполнения трудовых действий,
• самостоятельное рисование схемы для использования в труде
• самостоятельное использование дидактических и настольно-печатных игр
• самостоятельное использование художественного слова и малых форм.
• придумывание проблемных ситуаций и обсуждение путей выхода из них.
В октябре 2015 года нами была проведена промежуточная диагностика детей группы по трудовому воспитанию. Полученные результаты проведенного анализа показали положительную динамику в развитии детей.
Таким образом, проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
У большинства детей сформировано чувство самостоятельности и ответственности в хозяйственно – бытовом труде.
Выявлены эффективные методы и приёмы нравственного воспитания в хозяйственно-бытовом труде :
вовлечение всех детей в систему коллективной трудовой деятельности;
установление отношений взаимной ответственности между детьми;
организация система отчетности - общественного обсуждения и оценки результатов деятельности каждого ребенка воспитателем и детьми группы;
эмоциональная поддержка взрослого, выражение уверенности в достижении успеха;
предъявление четких требований к выполнению обязанностей в трудовом процессе;
использование общественных мотивов деятельности;
установка на самоконтроль и взаимоконтроль в ходе выполнения трудового процесса;
работа с использованием предметно – схематических моделей, алгоритмов, технологических и пооперационных карт последовательности выполнения трудовых действий;
подбор и использование русского народного фольклора и детской художественной литературы;
осуществление дифференцированного подхода с учетом уровня сформированности начальных форм ответственности у каждого ребенка.
В группе созданы необходимые условия для организации самостоятельной трудовой деятельности.
Установлены неформальные, доверительные отношения с родителями, что оказало положительное влияние на формирование у детей самостоятельности и ответственности