Гафурова Нурфия
«Необыкновенное путешествие по сказке «Гуси-лебеди». Конспект занятия по обучению грамоте с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди»
Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования
с детьми подготовительной группы.
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Гафурова Нурфия Василовна
Дата: 28.11.2016г.
Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Тип: закрепление пройденного материала, повторение.
Возраст: 6-7 лет
Публикация «„Необыкновенное путешествие по сказке „Гуси-лебеди“, Конспект занятия по обучению грамоте с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Основная образовательная область: речевое развитие
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие.
Форма проведения: путешествие
Цель: повторение и закрепление, обобщение пройденного материала о звуках.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание помогать и выполнять просьбу;
• воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга;
• аккуратность при проведении опыта с водой;
• прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
• упражнять в делении слов на слоги, в решении ребусов;
• развивать речь, внимание, мышление.
• развивать познавательный интерес;
• развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
• развивать навык излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей;
• развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
• активизировать речевую деятельность детей
Образовательные:
• повторить и закрепить знания о звуках;
• продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки;
• продолжать совершенствовать умения детей делить слова на части, называть звуки по порядку;
• закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуков на слух, выделять первый звук в слове;
• закреплять умение детей графически выполнять звуковой анализ слова, определять твердость и мягкость согласного звука;
• закреплять умение определять место ударения в словах, выделять ударный звук;
• продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Планируемый результат: умеют слушать взрослого и отвечать на его вопросы; различают понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный», «слог», «слово»; умеют проводить слоговой и звуковой анализ слов; проявляют инициативу с целью получения новых знаний; умеют проводить несложный эксперимент; называют все свойства воды; доброжелательны, готовы прийти на помощь.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, музыкальное сопровождение, экспериментирование, наблюдение за работой детей, советы, поощрение.
Наглядные средства обучения, оборудование:
• у педагога:
• ноутбук, проектор, экран, презентация к ООД;
• видео физминутки с ёлочкой;
• аудиозаписи звуков (голоса персонажей, журчание речки);
• сахарный и речной песок;
• сосуд с загрязнённой водой;
• подарок: корзина с яблоками.
Для каждого ребё нка:
• картинки для упражнения в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове;
• карточки для упражнения в делении слов на слоги;
• карточки для звукового и слогового анализа слова
• простые карандаши,
• карандаши красного, синего, зелёного цвета для обозначения звуков
• по 2 прозрачных стакана с водой, баночка, воронка, ватный диск.
Организация детей: стоят полукругом, работа за столами, передвижение по группе.
Индивидуальная работа: постараться получить ответы от каждого ребёнка,
Словарная работа: путешествие, дремучий, звуки, гласные, согласные, звонкий, глухой, ребус, свойство, растворение, очищение, фильтр.
Предварительная работа: составление плана-конспекта и презентации к ООД; просмотр мультфильма «Гуси-лебеди», разучивание стихотворений о звуках; упражнение в разгадывании ребусов; экспериментирование с водой; приготовление карточек с заданиями и другого раздаточного материала.
Структура ООД
1. Вводная часть
Загадывание загадки
Чтение письма
Фонетическая зарядка
Предложение пойти на необычное путешествие
2. Основная часть
Отправление в путешествие. Физминутка.
Выполнение заданий:
Игра «Потерялись животные». Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
Игра «Рассели друзей по домикам». Упражнение в делении слов на слоги.
Разгадывание ребусов;
Музыкальная видео физминутка «Ёлочка»;
Опыты с водой;
Звуковой и слоговой анализ слова избушка.
Возвращение из путешествия. Физминутка
3. Заключительная часть
Подведение итогов, анализ.
Ход ООД
1. Вводная часть
1-й слайд. Воспитатель:
- Дети, мне сегодня по интернету пришло электронное письмо. От кого оно, не скажу, а загадку загадаю. Вы послушайте загадку и отгадайте:
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня,
Печка помоги!
Дети:
- Это сказка «Гуси – лебеди».
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Это письмо из сказки «Гуси-лебеди», а прислала его Алёнушка.
2-й слайд. Изображение Алёнушки.
Голос из-за кадра:
- Меня зовут Алёнушка,
Пропал мой братец Иванушка.
Его к Бабе-Яге гуси-лебеди унесли,
Помогите мне его спасти.
Воспитатель:
- Поможем Алёнушке?
Дети:
- Да, поможем!
3-й слайд.
Воспитатель:
- Для того чтобы помочь Алёнушке, нам нужно отравиться в необычное путешествие и попасть в сказку. Скажите, а где живёт Баба-Яга?
Дети:
- Баба-Яга живёт в дремучем лесу.
Воспитатель:
- А что там творится? Вот послушайте.
Фонетическая зарядка.
В лесу волки воют у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с.
Воспитатель:
- Повторите. (дети повторяют фонетическую зарядку) Что мы произнесли?
Дети:
- Мы произнесли звуки.
Воспитатель:
- Что такое звуки?
Дети:
- Звуки - это графическое изображение букв. Звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель:
- Какие бывают звуки?
Дети:
- Звуки бывают гласными и согласными.
Воспитатель:
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? Расскажите стихами.
Дети:
- Гласные в душе артисты,
Они очень голосисты.
Спеть их каждый очень рад,
Нет во рту для них преград.
- Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, журчание, рык
Преподносит нам язык.
2. Основная часть
Воспитатель:
- Молодцы, сейчас можно и начать наше путешествие.
4-й слайд. Изображение девочки, которая руками закрывает глаза
- Я вас поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, я скажу волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку.
Закройте все свои глаза,
Чтоб увидеть чудеса.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Все вы сказке очутитесь
Воспитатель:
- Ребята, откройте глаза. Вот и попали мы с вами в сказку.
5-й слайд. Изображение печки.
- Смотрите, на нашем пути стоит печка. Давайте, спросим у печки куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли?
Дети:
- Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?
Голос из-за кадра:
- Выполните мои задания, потом скажу.
Работа за столами с раздаточным материалом
Упражнения на раздаточных карточках дублируются на экране.
6-й слайд. Игра «Потерялись животные»
Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
7-й слайд. Игра «Рассели друзей по домикам»
Упражнение в делении слов на слоги
8-й слайд. Изображение печки. Голос из-за кадра:
- Молодцы, все справились с моими заданиями. А теперь можете идти дальше по дороге. Увидете яблоню, у неё и спросите.
9-й слайд. Изображение яблони
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, что за дерево?
Дети:
- Это яблоня.
Воспитатель:
- Давайте, спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Дети:
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Голос из-за кадра
- Отгадаете мои ребусы, потом скажу.
10-й слайд. Изображение ребусов
Дети отгадывают ребусы.
10-й слайд. Изображение ёлочки
Воспитатель:
- Ребята, у нас на пути стоит ёлочка. Она очень любит делать зарядку и предлагает вам немного подвигаться вместе с ней.
Музыкальная видео физминутка «Ёлочка»
11-й слайд. Изображение речки.
Воспитатель:
- Ребята смотрите, мы дошли до речки может речка знает, куда гуси-лебеди Иванушку
унесли? Давайте, спросим.
Дети: - Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
Звучит аудиозапись «Звук реки»
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышете?
Дети:
- Мы слышем, как шумит вода.
12-й слайд. Изображение схемы свойств воды
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
Дети:
- Вода – это жидкость.
- Вода прозрачная, бесцветная
- Вода не имеет собственной формы.
- У воды нет вкуса и запаха.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
(Встают за столы.)
Опыт: растворение (отражается на слайде №14) :
Воспитатель:
- Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети:
- Сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель:
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет?
Дети:
- Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель:
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети:
- Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель:
- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
15-й слайд. Изображение тёмной реки
Воспитатель:
- Ребята, а вы заметили, что речка какая-то тёмная. Не знаете почему?
Дети:
- У неё вода грязная.
Воспитатель:
- Поможем Речке очистить воду?
Дети:
- Да, поможем.
Слайд№16.
Воспитатель:
- А вы знаете, чем можно очистить воду? (ответы детей) Это можно сделать с помощью фильтра. А самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычного ватного диска, воронки и баночки, а у вас это ватные диски и прозрачные непроливайки.
- Возьмем ватный диск и поместим его в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр. Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром. Что мы видим?
Дети:
- Вода очищается.
Воспитатель:
- Теперь, то же самое сделайте и вы.
Очищение воды детьми.
Воспитатель:
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети:
- Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель:
- Куда делась грязь?
Дети:
- Вся грязь осталась на фильтре (на ватных дисках).
Воспитатель:
- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
17-й слайд. Изображение чистой речки.
Воспитатель:
- Смотрите, какая стала речка.
Речка (запись или говорит воспитатель) :
- Если по этой дорожке пойдёте,
Прямо к Бабе-Яге вы придёте.
18-й слайд с изображением избушки на курьих ножках и Бабы-Яги.
Голос или говорит воспитатель:
- Здравствуйте, а я вас жду,
Не отдам Иванушку.
Задание моё сначала сделайте,
Потом только Иванушку забирайте.
- Сделайте звуковой и слоговой анализ слова избушка.
Дети самостоятельно работают за столом на заранее подготовленных карточках. Изображение задания на карточках дублируется на экране (19-й слайд). Воспитатель проверяет выполнение задания, затем всё устно проговаривается и правильный ответ отражается на слайде №20.
21-й слайд. Изображение Алёнушки с братцем.
- Спасибо вам, ребята,
Спасли вы все мне братца.
А яблоня вам яблоки передала,
Угощайтесь, а нам домой пора.
22-й слайд. Изображение девочки, которая руками закрывает глаза
Воспитатель:
- Нам тоже в детский сад пора,
Закройте все свои глаза,
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Все вы в детском саду очутитесь.
3. Заключительная часть
Воспитатель:
- Откройте глаза. Вот мы и совершили путешествие по сказке. Ребята, где мы с вами побывали?
Дети:
- Мы путешествовали по сказке «Гуси-лебеди».
Воспитатель:
- Кому помогали? Что делали?
Дети:
- Мы помогали Алёнушке спасти братца. Выполняли задания, экспериментировали с водой.
Воспитатель:
- Что больше всего понравилось в нашем необычном путешествии по сказке?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы со всеми заданиями справились. Можете угощаться яблоками, которые передала яблоня.