Рожнова Кристина Владимировна
Конспект занятия «Необычайное приключение» на тему «Природные зоны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование целостного представления о природных зонах Задачи :
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения;
3) формировать коммуникационные навыки.
Оборудование: Макеты и картины природных зон, материал для опытов, схемы для дидактических игр.
Публикация «Конспект занятия „Необычайное приключение“ на тему „Природные зоны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природные зоны Земли
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите путешествовать? (Да).
Тогда вы с легкостью отгадаете мою загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Поместил всю землю. (глобус).
- А что такое глобус? (маленькая модель земного шара, по середине воображаемая линия- экватор, которая проходит по самой широкой части земного шара.)
Мы с вами отправляемся в путешествие и познакомимся с особенностями и природным зонами нашей планеты.
Представьте, что мы полетим вот на таком самолете.
- Сейчас я вам раздам билеты и мы полетим на самолете.
- Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья, звук самолета).
- Начинаем наше путешествие! (выходим из самолета, звук Арктики- имитируем действия и усаживаемся в чум)
- Где мы находимся?
Ответы детей (в Арктике)-обозначает «медведь».
Царство белого медведя.
- Каким цветом на карте обозначенна Арктика? Почему?
- А как еще называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
- Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, бывает полярное сияние, 6 месяцев – ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут)
- Какие животные жувут в Артике?
- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
- Какие экологические проблемы существуют в Арктике?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
- Как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
- А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются
законом редкие растения и животные)
- Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть?
Ответы детей (в Красную книгу).
- Почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
- Какие животные внесены в красную книгу зоны Арктики?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени).
Выложить модель Арктики (много воды, нет земли, температура низкая, мало света)
- Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
- Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра)-звук знойного ветра.
В переводе слово «тундра» означает «безлесная равнина»
- Что указывает на то, что это тундра?
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет землю, много болот)
- Каким цветом на карте обозначенна Тундра? (сирененым)
- Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достает мох, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей)
У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).
Опыт с землей: два стакана с землей, в один положить картон и вода плохо будет проходить, так же и в тундре, земля мерзлая и образуются болота.
- Экологические проблемы этого края.
Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).
- Кто взят под охрану?
Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак).
Выложить модель Тундры (много воды, есть земли, температура низкая, мало света)
- Отправляемся путешествовать дальше, закрываем глаза и мысленно совершаем путешествие от холодных берегов …
Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона? (пустыня)- звук пустыни (идем по пустыни тяжело, ветер в лицо)
Пустыня -царство самого жаркого в мире солнца.
идем по пустыне тяжело, ветер в глаза- садимся на ковер.
В такой ситуации нам поможет одно животное- верблюд (беседа о верблюде-корабль в пустыне.
- Ребята, какая здесь почва? (песчаная).
- На карте какого цвета пустыня? (желтого)
Днем температура воздуха достигает до 50 градусов (яйцо можно сварить, а ночи холодные.
Кое-где в пустыне есть места с водоемами и зеленью вокруг-оазис.
Миражи- явления природы, воображаемое и что-то желанное кажется в пустыне.
- Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
- Почему в пустыне редко встречаются растения?
Ответы детей (мало воды).
- Где скрываются животные от жары? Ответы детей (в норах, в тени камней).
Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный песок днем заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю. Животные, как правило, хищники.
- Эти животные тоже занесены в Красную книгу.
Опыт с песком. (В контейнер с песком поставить зубочистку и подуть на песок около нее через трубочки для коктейлей)
-Что же произошло? Вот так и в пустыне, где дуют сильные ветры, песок передувают с одного места на другое место, вырывая с корнями растения. И не забывайте, песок в пустыне сильно нагревается.
Выложить модель Пустыни (мало воды, нет земли, температура высокая, много света)
Сейчас посетим еще удивительное место, послушайте музыку и угадайте, что это за место (Джунгли- имитируем поход по джунглям и машем мачете)
Джунгли – это лес, густые заросли, непроходимые леса. Там все время очень жарко и влажно: светит солнце и часто идут проливные и теплые дожди. От такого большого количества тепла и воды все растения и деревья очень хорошо растут. Там нет времен года, как у вас: зимы, лета, весны и осени. В джунглях очень много лиан – вьющихся растений, похожих на веревки, которые все переплетаются между собой. Поэтому передвигаться в джунглях очень сложно, это леса непроходимые.
- Какие животные и растения там живут?
- Каким цветом Джунгли обозначенны на карте? (зеленым)
– У нас осталось с вами задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия.
1. Раздаю каждому карточки, нужно помочь животным найти дорогу домой.
2. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, тех животных и растения, которые им соответствуют.
Итог:
- Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать?
- Кому мы с вами помогали сегодня?
- Что понравилось вам в нашем путешествии?
На память о нашем путешествии возьмите раскраски животных.