Райана Дайсанова
Нейропсихологические приемы по развитию сенсомоторных функций у детей с РАС на основе методических разработок А. В. Семенович
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день число детей с расстройствами аутистического спектра неумолимо растет. Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления : это когнитивные методы, чаще всего направленны на преодоление трудностей в обучении и формировании высших психических функций, и методы двигательной коррекции, которые направленны на снятие телесного напряжения, развития невербальных компонентов общения. В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход в коррекции и абилитации психического развития ребенка в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Публикация «Нейропсихологические приемы по развитию сенсомоторных функций у детей с РАС на основе методических разработок А, В, Семенович» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход коррекции и сопровождению психического развития (Семенович А. В., где предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Фундаментальным здесь выступает метод замещающего онтогенеза (далее МЗО, который является базовой нейропсихологической технологией коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Уникальность данного метода заключается в универсальности применения при различной патологии психологического развития у детей.
Основная его цель – развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А. В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений :
• дыхательные упражнения;
• глазодвигательные упражнения;
• растяжки;
• упражнения двигательного репертуара.
Дыхательные упражнения:
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать, самомассажу и другим заданиям.
Глазодвигательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).
Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда – то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них.
В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырём вспомогательным (диагональным) направлениям.
По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом опять врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но, если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёноксможет выполнить это упражнение.
Растяжки и упражнения двигательного репертуара:
Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела.
Упражнения представлены в опредёленном порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития : перевороты со спины на живот, ползание по-пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.
Приемы нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка. При соблюдении последовательности программы можно добиться явных положительных результатов.
Ограничения и противопоказания!
Предполагаемый комплекс занятий применим для детей от 5 до 12 лет. Особое вниманиенеобходимо обращать при работе с:
• детьми с повышенной эпилептической готовностью (необходимо постоянное клиническое сопровождение эпилептолога);
• дети с психиатрическими или обще патологическими диагнозами;
• детьми с генетическими синдромами;
• детьми с заболеваниями соединительной ткани (дисплазии, сердечной недостаточностью);
• детьми с заболеванием бронхиальная астма.
Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).
Таким образом, применение нейропсихологических приемов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра позволяют научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.