Приложение МААМ

Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Дарья Степаненко
Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация: в статье представлены нейроигры из опыта работы,способствующие развитию речи дошкольников.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, нейроигра, нейротренажеры,

межполушарное взаимодействие.

Публикация «Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Из года в год увеличивается количество детей с нарушениями речи. Все больше детей поздноговорящих. Теоретический анализ исследований различных ученых позволяет отметить некоторые особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, у них отмечаются следующие особенности:

сниженный уровень конце

нтрации внимания;

рассеянность,

неустойчивость;

ограниченный объем запоминания;

отставание в словесно

-логи

ческом мышлении;

не

сформированность

мыслительных операций: анализа, син

теза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Речь таких детей :

состоит преимущественно из существительных и глаголов

;

наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов

;

отмечается ограниченный словарный запас

;

допуск ошибок при изложении логической последовательности событий.

Так же, наряду с речевыми нарушениями, у детей часто встречаются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость. И чем раньше они будут диагностированы эти речевые нарушения, тем эффективнее будет лечение. Часть нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития в ЦНС, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, поэтому логопедические занятия для таких детей представляют собой тяжелейший труд. В своей практике логопеды стараются использовать инновационные технологии. Они служат эффективным дополнением к общепринятым и всем известным технологиям и методикам.

Что же такое нейроигры?

Многие слышали или читали, что нервные клетки не восстанавливаются, но в 1998 году группа американских учёных впервые продемонстрировала, что у взрослых людей могут появляться новые нервные клетки. Было установлено, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а их уменьшение по причине истощения дендритов, отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от одних нейронов к другим. Если дендриты периодически не стимулировать, то они атрофируются и теряют способность проводить нервные импульсы. Ряд дальнейших экспериментов показал, что нейронные сети, имеющиеся внутри взрослого человеческого мозга, способны меняться, хотя ранее считалось, что эта способность исчезает вместе с детством. Находки учёных стали основой для новой теории головного мозга и разработки нейроигр. Можно сказать, что нейроигры — это зарядка для ума.

Итак, нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребёнка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Нейроигры — эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

Основная цель применения таких игр — активизировать развитие речи у детей. Комплекс упражнений подбирается логопедами для:

стимулирования речевой активности;

вырабатывания слухоречевого внимания;

улучшения процессов головного мозга, которые отвечают за речь;

развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.

Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Соответствует ли речь ребенка его возрасту, следует узнать, обратившись к детскому логопеду. И сделать это следует в 2– 3 года: именно этот период наиболее благоприятный в плане развития речи у малыша.

У детей, которые приходят к логопеду, все чаще встречаются следующие диагнозы:

минимальная мозговая дисфункция (ММД);

расстройства аутистического спектра (РАС);

синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

и другие.

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, проблемы с крупной и мелкой моторикой, с моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Чтобы понять степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма, построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений, проводится диагностика.

Диагностика включает в себя следующее:

Беседа с ребенком. Часто дети не выговаривают слова, а произносят лишь отдельные слоги (либо начальные, либо ударные). Если ребенок произносит слово лишь частично, то это свидетельствует о нарушении слоговой и ритмической структуры слова. Также в предложении могут быть пропуски предлогов, слов.

Счет количества хлопков (взрослый хлопает в ладоши, а ребенок считает, если может).

Повторение хлопков за взрослым с сохранением количества ударов.

Повторение хлопков за взрослым с сохранением ритмического рисунка.

Наблюдение за моторным развитием ребенка : как он ползает и ходит.

Большое значение в

этом процессе имеют игры на формирование межполушарных

взаимодействий и развитие чувства ритма

.

Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных двигательных упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т. д. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Работы многих ученых доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений вообще с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Так, многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например ходьбе. Нейроигры (нейроупражнения) синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают, улучшают произвольное внимание. Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) На занятия рассаживаем детей в соответствии с сенсорным восприятием

- визуалы - на первые ряды (ближе к педагогу, демонстрационной доске);

- аудиалы - на средние;

- кинестеты - на задние ряды.

2) Размещаем новый материал в правой части доски, а пройденный - в левой.

3) Левшей располагаем справа от доски, правшей – слева от доски.

4) Новый материал оформляется чернилами чёрного цвета.

5) Использовать в речи слова-предикаты, направленные на детей с

различными каналами восприятия, с целью включения всех учащихся в

учебный процесс:

- визуалы: смотреть, видеть, наблюдать, ясный, картина;

- аудиалы: слушать, ритм, подобные звуки;

- кинестеты: схватывать, чувствовать, трогать, придерживаться мнения.

Приложение

ВИДЫ НЕЙРОИГР :

1. Настольно-печатные. На автоматизацию, ориентировку в пространстве. Наложенные картинки, с корректурными пробами, кисточкой, с камнями, с барабаном, с природным материалом и подручными средствами.

2. Подвижные игры. Bal-A-Vis-Х, body percussion («музыка тела»). С мячиками, мешочками и балансировочной доской. Также к подвижным играм можно отнести разновидности игры «Ладушки».

3. Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм

неречевых звуков, является шагом к развитию фонематического

восприятия. Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно

быть равномерным (ускорение, замедление, напряжение, ослабление).

При наличии нарушения ритма речи ребенок говорит быстрее,

медленнее, заикается или «глотает» окончания слов. Эти упражнения

помогут сформировать ощущение ритма! Отрабатываем ритмические

структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой. Смотрите картинки!

а) Громко-тихо! Тук тук Тук тук Тук ТукТук тук ТукТук тук

б) Барабанщики! Бам бам бам бам бам Бам бамбам Бам бамбам бамбам Бам бамбам Бам

в) Капельки! (также, как и п. б.)

г) Медведь и медвежонок топает (как п. а).

Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры: ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

4. Игры на развитие межполушарного взаимодействия. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность работы мозга и его координация. Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных нейроигр (нейроупражнений).

а) Игра «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала дети выполняют каждой рукой отдельно, затем вместе. Эту игру можно используем для автоматизации звуков в слогах.

б) Игра «Рисовашки». Предлагаем ребенку взять в обе руки карандаши или фломастеры и обвести симметричные рисунки двумя руками. Следим, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

Эту игру так же можно использовать для автоматизации звуков, например, произносить нужный звук изолированно или слоги по ходу рисования. При необходимости можно подобрать картинки, соответствующие определенному звуку

или лексической теме.

в) Игра «Кулак-ребро-ладонь». Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Например, говорим ребенку: «Если услышишь [Р] ставь кулак, [РЬ] ставь ладонь. Или [С]- кулак, [З] –

ребро, [Ц] - ладонь. Помимо этого, игру можно использовать аналогично для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

г) Игра «Ассоциация». Бросаем ребенку мяч, называем любое слово, например: «Яблоко», он в свою очередь должен представить яблоко и подобрать ассоциацию, к слову, например «Круглое, сочное, румяное, вкусное, красное и т. д.» Возвращает мяч, называет слово-ассоциацию. Такую игру можно использовать на групповых занятиях по лексическим темам.

5. Игры на мозжечковую стимуляцию. Мозжечковая стимуляция – система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. Для этих игр можно использовать различные мячи по размеру, материалу и структуре: обычные мячи, су-джок, массажные, мячи-прыгуны.

а) Игра «Отбивай-ка». Даем задание ребенку. Например, на [Л] отбивай мяч правой рукой, на [Р] левой. Или так: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много – левой. А можно и так: если назову живой предмет - отбивай мяч правой рукой, если неживой – левой.

б) Игра «Переложи мяч». Предлагаем ребенку перекладывать или перекатывать мяч из правой руки в левую и наоборот, при этом проговариваем автоматизируемый звук или слог.

6. Игры с нейротренажерами. В настоящее время в магазинах и на просторах интернета появились в продаже такие нейротренажеры, как нейроскакалка и нейровосьмерка. Они способствуют развитию межполушарных связей, скорости реакции, способности к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Занятия с такими тренажерами развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Данные игры улучшают работу правого и левого полушария. Каждое из подобных упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый изучаемый материал воспринимается детьми более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается, а также поддерживается положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей к изучаемому материалу.

Нейроигры — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение упражнений у детей с проблемами в развитии. Нейроигры дают возможность логопедам более творчески и интересно вести свою работу. А это и есть залог успеха!

Список литературы

Агафонова И. Н. Готовимся к школе. - С. -Пб., МИМ, 1997.

Бабкина Н. В. Радость познания. - М., Аркти, 2000.

Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

Гончарова К. Н. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на

развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Н. Гончарова – Феникс, 2020. – 55 с.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры к упражнениям. - М., БУК-МАСТЕР, 1993.

Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : В 2 ч. ч 1./ Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Нейроигры для детей старшего дошкольного возрастаНейроигры для детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс «Нейроигры» для детей старшего дошкольного возраста. Калашникова Наталия Геннадиевна. Мастер-класс «Нейроигры» для детей старшего.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2024 в 17:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Степаненко (УИ 174445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД