Ольга Якимова
Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
«Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Лаптева Ольга Викторовна, воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: развитие всех блоков головного мозга.
Задачи: Формирование пространственных представлений. Развитие внимания зрительно-пространственных и моторных навыков, координации, межполушарного взаимодействия. Обучение самоконтролю.
Публикация «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра – это ведущая деятельность детей. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям.
Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.
«Нейроигры» задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, обучают самоконтролю.
Кому особенно полезны нейроигры? Детям, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны. «Я учил, но забыл», «Перепутал», «Не заметил», «Мне сложно представить» и так далее – всё это корректируется нейроиграми.
Задания предназначены для активизации работы мозга, развития уровня внимания и памяти, развития высших психических и моторных функций, межполушарного взаимодействия. А также направлены на развитие зрительного анализатора, пространственной ориентировки, графических и двигательных навыков, двуручной координации.
Подходит для использования как педагогами и психологами, так и родителями для самостоятельных общеразвивающих и коррекционных занятий с детьми. Но совсем необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.
Задания можно использовать для детей от 5 лет. Упражнения подобраны от простого к сложному — это позволит совершенствовать мелкую моторику детей.
В поле зрения педагога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое. Становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью.
Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Хотелось бы поделиться некоторыми играми и приёмами, которые использую в своей работе с детьми.
1. Дидактическая игра «Нейротаблицы на внимание». В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, фигуры, буквы и т. д. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
2. Дидактическая игра «Умные дорожки», где нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке, или «пропрыгать» пальчиками по «кочкам».
3. Дидактическая игра «Твистер», только здесь задействованы пальцы рук. Детям предлагается расположить пальчики на цветных кружках. Для каждого пальчика свой цвет. Далее перед ребенком выкладывается дорожка из цветных кругов в разной последовательности. Задача детей: поднимать вверх пальцы, которые находятся на кружках такого же цвета. Для начала можно попробовать поиграть с ведущей рукой детей. Затем добавить вторую руку. И тогда уже нужно будет поднимать пальцы обеих рук одновременно.
Таким образом, нейроигры повышают познавательный интерес, учебную мотивацию, помогают детям не бояться ошибок, развивают мелкую моторику и коммуникативные навыки. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. И абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.
Литература:
1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие.
2. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.
5. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.
6. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками — развиваем речь.