Наталья Панкратова
«Наследие курских писателей, поэтов и художников» (Литературная гостиная)
▼ Скачать + Заказать документы
"От того, как пройдет детство,
кто будет вести ребенка за руку в детские годы,
что вложат в разум и сердце – от этого будет завесить,
каким человеком станет сегодняшний малыш" В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст важный этап в формировании любви к потребности в чтении книг. С раннего возраста дети любят слушать то, что им читают взрослые: сказки, рассказы, стихотворения, загадки, небылицы, потешки. Дошкольник активно познает окружающий его миp, много нового ребенок узнает при чтении художественной литературы. Она производит на него чувственное воздействие, обогащает словарный запас и развивает речь. Прочитанное вызывает эмоциональный отклик, сочувствие, переживание, желание помочь героям произведения, потом обсуждается вместе со взрослыми и детьми, разыгрывается театрализованное представление, а свои впечатления от прочитанного дети отражают в рисунках. Ведущее средство педагогической работы с детьми – диалог, средством творческого развития детей, является способность воспитателя демонстрировать воспитанникам свое личное литературное предпочтение, художественный вкус и интеллектуальную активность.
Публикация «„Наследие курских писателей, поэтов и художников“ (Литературная гостиная)» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2017
Богат талантами курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск, вдохновляет наших современников на творчество.
Я считаю, что чтение произведений Курских писателей и поэтов сформирует у детей и родителей желание больше узнать о творчестве и вызовет чувство гоpдости за земляков.
Цель: Знакомство детей с творчеством Курских писателей, поэтов и художников.
Задачи:
1. Формировать интерес к жизни и творчеству писателей, поэтов и художников Курского края.
2. Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знакоместе с произведениями Курских писателей, поэтов и художников.
3. Развивать навыки выразительного, эмоционального чтения стихотворений.
4. Способствовать развитию художественных способностей детей.
5. Поощрять желание детей и родителей, включать произведения Курских писателей в круг домашнего чтения.
Подготовительная работа:
- Изучение литературы. Знакомство с творчеством и биографией писателей, поэтов и художников.
- Постановка целей и задач.
- Консультация с родителями: «Знакомство детей с творчеством Курских авторов».
- Беседа: «Поведение в общественных местах – библиотеке».
- Экскурсия в детскую библиотеку.
- Экскурсия в Дмитриевский краеведческий музей им. Ф. Вангенгейма.
- Подбор литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов.
- Оформление выставки художественной литературы в группе.
- Создание «библиотеки» в группе.
- Чтение фольклора, сказок Курской области (Медведь на липовой ноге)
- Чтение произведений: Е. И. Носова, А. Гайдара, Е. Полянского, В. М. Еськов, В. В. Королевой, О. А. Ефимовой. Заучивание стихотворений.
- Беседы с детьми по прочитанному материалу.
- Подготовка рисунков и оформление книги: «Волшебница зима».
- Помощь родителей в изготовлении кормушек для зимующих птиц.
- Знакомство с творчеством А. Гайдара. Чтение «Сказка о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».
- Художественное творчество детей по прочитанным произведениям.
- Оформление альбома : «Моя малая Родина».
- Изготовление пригласительных открыток для гостей литературной гостиной.
- Выставка детских работ по прочитанным произведениям «Мой любимый герой».
- Оформление книги: «Волшебница зима», альбома: «Моя малая Родина»
- Литературная гостиная - «Наследие курских писателей, поэтов и художников».
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости : родители, воспитатели, дети!
Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Гостиная от слова «гости», и вы сегодня - наши дорогие гости.
-Дети, знаете, ли вы, в какой области мы живем?
ДЕТИ: Мы живем в Курской области.
ВЕДУЩАЯ: Как называют жителей Курской области?
ДЕТИ: Жителей Курской области называют куряне.
Ребенок:
У каждого из нас есть Родина,
Где жили наши предки,
Где родились мы,
Наша Родина-это
Наш Курский край.
ВЕДУЩАЯ: Дети, отгадайте загадку
«Птички серой небольшой
слышен голос над рекой.
Лишь наступит месяц май,
его слушай и мечтай (Соловей)
ВЕДУЩАЯ:
Да, это соловей. Наш курский соловей, маленькая, серенькая птичка, завораживающая переливами своих трелей. (Запись трелей соловья).
ВЕДУЩАЯ: Дети, а как еще называют курян?
ДЕТИ: Курян еще называют курскими соловьями.
ВЕДУЩАЯ: Поэт Вячеслав Еськов очень любил слушать соловьев в своем любимом городе Курске.
Послушайте его стихотворение «Город Курск».
«Город Курск»
Ты стоишь на двух холмах
Величаво, гордо, мирно.
Весь в церковных куполах
И в садах цветущих дивно.
Сквозь чудесные сады
Две речушки протекают:
«Тускарь», «Сейм», ещё пруды,
Соловьи там распевают.
Так поют, что стар и мал
Им, тихонько подпевает,
Потому весь мир курян
«Соловьями называет.
Красоту твою кругом,
Где б я ни был, не забуду…
Ты мой храм, родной мой дом,
Без тебя уж не смогу я.
Я люблю тебя всегда,
Город мой родной и милый!
Я с тобою навсегда,
Город Курск неповторимый!
(Вячеслав Еськов)
ВЕДУЩАЯ: Наш соловьиный край подарил миру многих талантливых людей. Послушайте отрывок из музыкального произведения.
-Где вы его слышали, уважаемые родители, как называется, кто автор?
РОДИТЕЛИ: Это заставка программы «Время», «Время вперед»-автор Г. Свиридов.
Наш земляк - великий композитор Г. Свиридов
ВЕДУЩАЯ: Да, эту музыку знают все.
ВЕДУЩАЯ: Исторически сложилось, что каждый регион обладал своим набором обычаев. Отличались обряды, характерные для разных губерний. У нас, в Курской губернии были популярны припевки, присказки, наигрыши.
И сейчас дети исполнят курские припевки.
Дети:
Эх, бей, Матвей, не жалей лаптей.
Старые побьются - новые сплетутся.
Эх, бей, приколачивай, туды- сюды поворачивай!
Эх, бил, приколачивал, туды- сюды поворачивал!
Эх, бей, топчи, прибивай - молчи!
Вда'рили, вда'рили, вдарили'!
Вре'зали, вре'зали, врезали'!
Есть у нас в деревне Тимоня,
Недотрога парень-тихоня
Он выступает так чинно,
Улыбнётся - солнца не видно!
А это известный художник Дейнека, и его картины «Осень», «Цветущая яблоня»,
«Эстафета».
ВЕДУЩАЯ: К землякам мы относим и тех людей, которые не родились в нашем крае, но работали и творили здесь, и мы с гордостью называем их земляками. Они жили в разные исторические эпохи. Объединяет их одно – они беззаветно любили родную природу и творчеством прославляли свое Отечество. О некоторых из них мы сегодня расскажем.
ВЕДУЩАЯ: Уважаемые родители, а можете ли вы сказать, кто еще черпал вдохновение на просторах Курского соловьиного края?
РОДИТЕЛЬ рассказывает:
Егор Иванович Полянский родился в 1932 году в селе Шилово Тульской области, но его детство прошло в городе Курске, поэтому он говорил : «Считаю себя коренным курянином». Начал писать для детей случайно. Однажды ребята попросили сочинить что-нибудь для них. Егор Иванович написал сказку «Петя и Дед Мороз», поэму «Я и Колька», стихотворение «Вовкин сон».
Дети рассказывают стихотворение Егора Полянского по ролям «Что белее молока».
"Что белее молока"
Ребенок 1: Что белее молока?
Ребенок 2: Может в небе облака?
Луговая кашка?
Нежная ромашка?
Может мел, а может снег,
Может зайца зимний мех?
Ребенок 1: Нет не мел, не мех, не снег
Молоко белее всех!
А еще белее всех
Белозубый детский смех.
Ребенок 2: Отчего?
ВМЕСТЕ: Наверняка от парного молока.
ВЕДУЩАЯ: А сейчас мы расскажем еще одно стихотворение Егора Полянского «Делёжка»
Яблок в блюде ровно пять,
К ним братишка тянется.
Если три братишке дать,
Мне лишь два останется.
Стали мы вдвоем считать –
Одному не справиться:
Если два братишке дать,
То опять неравенство.
Я не знаю, почему
Мой братишка сердится.
Лучше все отдам ему –
Пусть он сам поделится!
ВЕДУЩАЯ: Дети, давайте мы поможем поделить яблоки с братом. (Ответы детей). Спасибо за хорошее стихотворение и очень веселое.
ВЕДУЩАЯ: Дети, а еще со стихотворениями Е. Полянского можно поиграть в нашу любимую игру «Доскажи словечко».
«Про Алису»
У меня живет не крыса,
Не хомяк, не птица дрозд-
Кошка белая Алиса
У нее пушистый … (хвост)
«Про обезьяну»
Знают все, что обезьяны
Любят, есть одни … (бананы)
Я пойду у обезьян,
Попрошу себе … (банан).
«Про кота»
Рыжий, рыжий, рыжий кот,
Ходит задом наперед.
Потому что этот кот,
Любит груши и … (компот)
ВЕДУЩАЯ: А сейчас расскажем о детском писателе, художнике- иллюстраторе, композиторе, авторе и исполнителе собственных песен Ефимовой Оксане Алексеевне.
Родитель рассказывает: Оксана Алексеевна родилась в г. Курске. Она издала для детей дразнилки для проказников с иллюстрациями,
«Сережкины истории» - стихи для детей. Книги для детей с рисунками автора включены в антологию детской литературы международного издательства Э. РА.
Ребенок читает стихотворение
«Я солдат»
Мне купили автомат.
Значит я теперь солдат!
Охраняю все на свете,
Охраняя всех подряд.
Охранял я нашу кошку,
Чтоб не прыгала в окно,
Только кошка из окошка
Убежала все равно!
ВЕДУЩАЯ: читает отрывок из сказки «Мальчиш-Кибальчиш».
-Дети, послушайте отрывок и скажите, как называется произведение и кто автор?
Вы спросите, буржуины: «Нет ли у Красной Армии военного секрета?».
И пусть он расскажет секрет.
Нет ли у наших рабочих чужой помощи?
И пусть он расскажет, откуда помощь.
Нет ли тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому, как у вас крикнут, так у нас откликнуться.
Что у вас скажут, над тем у нас задумаются.
Нет, главный буржуин, не открыл он нам Военной тайны. Рассмеялся нам в лицо.
ВЕДУЩАЯ: Дети, вы узнали из какого произведения этот отрывок и кто автор?
ДЕТИ: Это сказка о Мальшише-Кибальчише и его твердом слове. Написал ее Аркадий Гайдар.
Аркадий Петрович Голиков (Аркадий Гайдар) родился в городе Льгове Курской области в 1904 году. Военная служба писателя отражает его биографию. В 17 лет он был курсантом, затем командиром полка. Он стал самым молодым полководцем. Поэтический дар появился у него с детства. Уйдя с военной службы, он начал писать. Гайдар говорил: «Лучший мой читатель – дети, этого читателя я люблю. Я понимаю его и сравниваю с таким же подростком каким был сам».
-Дети, скажите, какие рассказы Гайдара вы знаете?
ДЕТИ: «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Поход», «Мальчиш-Кибальчиш».
ВЕДУЩАЯ:
Дети, отгадайте загадку:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
ВЕДУЩАЯ:О ком эта загадка. Правильно, о еже. Скажите, в каком рассказе и какого автора мы встречались с этим животным. (Рассказ «Хитрюга»).
А почему его так назвали?
(Ответы детей).
Кто автор этого рассказа?
(Автор Е. И. Носов).
Евгений Иванович Носов родился в деревне Толмачево под Курском в 1925 году. Со школьной скамьи он ушел на фронт, был ранен. В госпитале начал писать рассказы.
Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить и дарили радость.
-Скажите, дети, какие рассказы Е. Носова вы знаете?
(«Хитрюга», «Тридцать зерен», «Живое пламя», «Белый гусь»)
(Дети рассказывают о своих рисунках по произведениям Е. Носова.)
ВЕДУЩАЯ: Дети, Евгений Иванович Носов, был не только писателем, но еще очень любил рисовать, и был прекрасным художником.
Носов говорил: «Природу нельзя трогать руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, пыльце на крыльях бабочки, ею можно только любоваться. Тронул – и все пропало».
ВЕДУЩАЯ: Дети, а сейчас мы поиграем с вами в игру Курской области «Пчелки»
Пчелки, пчелки – жальца, иголки,
Серые, малые крылышки алые
(Мальчики идут по кругу. Девочки сидят в кругу)
По полю летают, к цветкам припадают
Медок собирают, в колоду таскают.
Ж – ж – ж
(Дети разбегаются по залу. Девочки – пчелки "салят" мальчиков – цветочки. Мальчики замирают на месте.)
ВЕДУЩАЯ: Знакомство с творчеством М. В. Малец. Марина Владимировна родилась в с. Павловка Конышевского района. М. В. Малец издала три книги для детей: «Веселые звуки для серьезной науки», «Чудеса», «Сказочная карусель».
«Айболит»
Наша Дуня – «Айболит».
У кого что заболит-
Дуня рядом, Дуня – вот,
Есть и вата, есть и йод.
Ящерка, колючий ежик,
Даже юркая змея!
Всем она сейчас поможет.
Для нее они – друзья!
«Повара».
Мы сегодня повара,
Пирожки печем с утра.
С мясом, рисом и тунцом,
С сыром, творогом, яйцом,
С кашей, гречкой и картошкой
И с капустою – немножко.
Позвонили мы друзьям:
Приходите в гости к нам!
ВЕДУЩАЯ: Дети, скажите, как называется наш город? (Дмитриев).
Наш город небольшой, но мы его очень любим. Дмитриев находится на правобережье реки Свапы.
ВЕДУЩАЯ: Известный курский археолог Юрий Липкинг так отзывался о Свапе:
«Долина этой реки очень живописна,
Ия лично не знаю туристического маршрута заманчивее,
чем по Свапе от истока до устья»
Городок наш совсем небольшой
У красивой речушки Свапы.
Где б я не был, с сыновей душой
Не уйти от тебя, не забыть.
Ах, Свапа, неказистая речка,
Забран в плен я навеки тобой,
Где березовой желтой листвой
Лес октябрь освещает, как свечкой.
ВЕДУЩАЯ: Наша Дмитриевская земля богата талантами. В нашем городе есть музей, в котором выставляются работы наших земляков художников А. М. Любимова, С. С. Бойма, Л. П. Крохина.
А. М. Любимов родился в 1879 году в с. Пальцево Дмитриевского уезда. Александр с детства увлекся живописью. Картины А. М. Любимова нашли свое место в Государственной Третьяковской Галерее, музеях Санкт- Петербурга, Тбилиси, Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки. Дочь Александра Михайловича передала Дмитриевскому краеведческому музею бесценный дар – более 70 творческих работ художника. Тем самым своими работами художник возвратился в свой край. (картины А. М. Любимова).
РОДИТЕЛЬ рассказывает о Леониде Петровиче Крохине – художнике.
Леонид Петрович родился в 1928 году в г. Брянске. Во время войны вместе с семьей был эвакуирован в г. Дмитриев.
В 1984 году была открыта первая выставка работ талантливого земляка в краеведческом музее. В дальнейшем Л. П. Крохин неоднократно организовывал свои персональные выставки не только в Дмитриеве, но и Курске, и в Москве.
Итогом всеобщего признания таланта Л. П. Крохина стало присвоение ему в 1989 году звания «Почетный гражданин города Дмитриева».
(Показ картин Л. П. Крохина)
ВЕДУЩАЯ: Родную природу в своих произведениях воспевали и воспевают не только художники, но и поэты. А их на Дмитриевской земле немало. Это Владимир Арбузов, Леонид Большаков, Ольга Кондратова, Владимир Грибиниченко, Лев Платонов, Татьяна Нестерова и мн. др. В их стихах чувствуется море неисчерпаемой любви ко всему живому, первородному, подлинному. Любовь к своему краю, тонкое понимание и слияние с природой, не оставляют читателей равнодушными.
Прикоснитесь к творчеству наших земляков и послушайте их стихи.
РОДИТЕЛИ читают стихи.
Владимир Грибиниченко.
Здравствуй, девица-весна! За селом чета берез
С птичьей звонкой песней Снова молодеет.
Вдохновеньем ты полна Куст черемухи подрос,
Каждым днем чудесней. Скоро цвет созреет.
В синеве шатра небес На усадьбе двух скворцов
Говор журавлиный Приютил скворечник.
Будит свой знакомый лес, Новоселью петь готов
Путь кончает длинный. День и ночь предвестник.
Речка ищет берега. Пробудись теперь ледник,
Паводок спадает. В дверь весна к нам ломит.
Из холмов сошли снега, День становится велик,
Зелень проглядает. Он весь год нас кормит.
Заяц в страхе мокрый весь
Мечется по полю,
Видно лис пошкодил здесь,
Выбравшись на волю.
Татьяна Нестерова.
О Дмитриеве.
Дмитриев. Окраина. Смеркается.
Белая акация цветет.
Птицы не поют, а заливаются,
Воздух пахнет, как душистый мед.
Выйду на пригорок – будто веером
Разнотравье майское встает,
Над ромашкой белою, над клевером
Бабочек бесшумный перелет.
Все здесь дорого. И как иначе
Быть должно? Ведь сколько лет и дней
Жили бабушка с прабабушкой на Дачной –
Тихой, светлой улице моей.
Дмитриев. Окраина. Стемнеет.
И роса на травы упадет.
Ничего на свете нет милее,
Пусть за годом год вся жизнь пройдет.
Лев Платонов.
На берегу Свапы.
Слетает иней с тополей,
Кружа метелью реденькой.
Стоит сосна,
А там, за ней,
Зашла в сугроб, а силы нет,
Березка бабкой седенькой.
Не выйти – ноги квелые!
Хоть рядом протоптала след
Гурьба ребят веселая.
Стою. Смотрю.
Мне хорошо.
Чарует даль морозная.
Не потому ль течет со щек
Улыбка несерьезная.
Не потому ли у реки,
За вязью красноталовой.
В снега присели три ольхи,
Как путники усталые.
А вечером над осокой,
Над заводью далекою
Плывет совсем недалеко
Луна арбузощекая.
А сумрак кутает поля,
Снега в сутемах плавятся; -
Моя любимая земля.
Моя Свапа – красавица!
Леонид Большаков.
Песня о родном крае.
Зеленый соловьиный май.
Согретая теплом земля.
Как чуден милый Курский край,
Когда звенит весна в полях.
Здесь каждый плес реки знаком,
Исхожены здесь мной леса.
Здесь Курский край, здесь отчий дом,
Здесь сердцу милая краса.
Люблю тебя, люблю, мой край родной –
И не ищу красы иной.
Тебе любовь и силы отдаю.
Всего себя, всю жизнь свою.
Тропинка по крутым холмам
В рассветную уводит даль –
Туда, в разлив лугов, а там
Кленком блестит речная сталь.
Здесь я узнал любовь и боль,
Твои миры душой впитал.
Мой милый край – ты жизни соль.
Моей судьбой и счастьем стал.
РОДИТЕЛЬ рассказывает: Среди наших земляков, воспевающих красоту родной земли в своих стихах, есть человек, который работает у нас в музее. Это Томилина Надежда Александровна. Послушайте, что она пишет о своей малой родине.
Люблю мой город тихий и уютный.
Здесь лето теплое и добрая зима.
Свапы зеленый берег чудный,
Четвертый мост, старинные дома.
В названьях улиц отражается история,
Героев подвиги, события в стране.
С любым из вас могу поспорить я –
Мой город самый лучший на Земле!
Почувствуйте красоту, восторгайтесь ею! Пусть в ваших сердцах и в памяти сохранятся образы, в которых воплощается любовь к родной земле, к России.
Ты мне дорог, мой край,
Устоявший от гроз,
Я люблю, твои дали степные.
Всю Россию родную люблю я до слез,
А мой край – это трижды Россия!
ВЕДУЩАЯ: Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей родного края. Широко известны в нашей стране и за рубежом уроженцы земли Курской, писатели и поэты : Гайдар и Воробьёв, Фет и Носов, Малыхин и Конорев, Золотарёв и Анпилогов. И сегодня в нашем крае живут и творят писатели и поэты. Все они – это наследие земли Курской. Нам есть чем гордиться!
И нам хочется завершить нашу литературную гостиную следующими словами.
РОДИТЕЛЬ рассказывает:
О, Курский край, ты житница России,
Прекрасны реки и луга твои.
Кого бы мы не спросили,
Все знают, как поют здесь соловьи.
Лишь поднимается заря над нивой
И золотится на земле роса,
Заводят трели соловьи красиво,
И люди открывают после сна глаза.
Откроют очи, и на миг застынут,
Заслушавшись напутствием певца.
Вмиг чувства теплые нахлынут
Пусть песнь звенит без края и конца!
Наполнят душу добрым, вечным счастьем
«Коленца» музыканта- соловья.
И летом, и в осеннее ненастье
Живи, родная Курская земля!
Уважаемые гости! Наша литературная гостиная закрывается. Я приглашаю вас на чаепитие