Гелена Воробьева
Интегрированная образовательная деятельность. Тема: «Времена года в творчестве поэтов, композиторов, художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «Времена года в творчестве поэтов, композиторов, художников»
(группа компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи)
Цель: развитие речи, формирование эстетического вкуса дошкольников через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись).
Задачи:
-продолжать знакомить детей с пейзажной живописью;
- вызвать эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа;
- учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях;
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность, Тема: „Времена года в творчестве поэтов, композиторов, художников“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- передавать настроение, характер музыки в движении, танце;
- создавать собственные танцевальные импровизации;
- продолжать развивать эмоциональное отношение к классической музыке;
- чтение стихов о весне;
- воспитывать целостную, гармоничную личность с высоким духовным потенциалом: приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.
(Экспозиция картин: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. Левитан «Весна - большая вода», «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», «Ранняя весна»).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, войдите, вбегите, влетите в музыкальный зал в соответствии с ее характером.
(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Останавливаются у репродукции картин).
ЛОГОПЕД: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Весна)
А какое настроение преобладает - веселое или грустное? (Веселое). Почему?
ДЕТИ: Солнышко выглянуло, пригладило своими лучиками землю, просыпается природа, настроение стало радостным.
ЛОГОПЕД: А если тучки закроют солнышко, да еще пойдет дождь?
ДЕТИ: Настроение становится тоскливым, скучным, грустным и печальным.
ЛОГОПЕД: Давайте посмотрим на репродукции наших картин. Какие уже вам знакомы?
(Ответы детей. «Утро в сосновом бору», «Весна большая вода», «Март», «Грачи прилетели»).
ЛОГОПЕД: Кто написал эти картины?
ДЕТИ: И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов.
ЛОГОПЕД: Правильно, эти картины написали наши русские художники. Давайте посмотрим на картины Левитана и обсудим их.
(Обсуждение картин).
ЛОГОПЕД: Я хочу вас познакомить с еще одной известной картиной А. Саврасова, которая называется «Ранняя весна». Что вы видите на ней?
(Обсуждение картины).
ЛОГОПЕД: Так как называется эта картина?
ДЕТИ: «Ранняя весна».
ЛОГОПЕД: Как вы думаете, что общего в этих картинах?
(Ответы детей).
ЛОГОПЕД: Давайте еще раз полюбуемся красотой этих картин. У каждого человека есть свои любимые художники и картины. И мы стараемся ими украсить свои дома.
МУЗ. РУК: А я вас приглашаю в музыкальную гостиную.
(Дети проходят и садятся на стулья).
МУЗ. РУК: Март - это ранняя весна, но природа готовится к пробуждению! Послушайте, как красиво пишут об этом времени года наши русские поэты.
(Дети читают стихи В. А. Жуковского «Жаворонок», Б. Заходера «Ласточка», С. Есенина «Черемуха»).
МУЗ. РУК: Спасибо! Видите, как поэты смогли словами описать красоту русской природы.
Ребята, а композиторы тоже посвящали свои произведения временам года. Назовите их?
(Дети отвечают. А. Вивальди, П. И. Чайковский)
Правильно, молодцы! Я предлагаю вам подвигаться и исполнить вальс - фантазию на знакомую вам музыку.
(Дети исполняют вальс – фантазию на музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»).
МУЗ. РУК: Давайте вдохнем аромат любимых вами, весенних цветов.
(Дыхательная гимнастика по выбору музыкального руководителя).
МУЗ. РУК: Вы сейчас исполнили вальс - фантазию какого композитора?
(Ответ детей. П. И. Чайковского).
Как называется оно?
(Ответ детей. «Вальс цветов»).
МУЗ. РУК: А теперь, давайте послушаем, как П. И. Чайковский в музыке передал свое весеннее настроение, которое называется «Март – песнь жаворонка». А вы представьте свою картину.
(Слушание произведения «Март - песнь жаворонка» П. И. Чайковского).
МУЗ. РУК: На каком инструменте исполнилось это произведение?
(Дети отвечают «рояль», «фортепиано»).
А к какому виду относятся эти инструменты? (К клавишным). Почему?
(Ответы детей).
МУЗ. РУК: Правильно. Как вы думаете, какой характер этого произведения?
ДЕТИ: Радостный, веселый, весенний и т. д.
МУЗ. РУК: Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери подходящее слово!»
Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте нужное и подходящее. Будьте внимательны, прежде чем хлопнуть, подумайте.
(МУЗ. РУК. называет слова: тихая, быстрая, стремительная, громкая, медленная, колючая, грустная, солнечная, весенняя, печальная, оживленная, торжественная, радостная и т. д.)
МУЗ. РУК: Молодцы! Вы были внимательны! Да, ребята, само произведение светлое, мелодичное. В музыке, чувствуется, какая то, холодноватая звонкость. Слушаешь и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны. Ощущаешь весеннее солнце: тепло его лучей смешивается со свежестью холодного ветерка, воздух прозрачный и чистый.
МУЗ. РУК: А услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении?
(Ответы детей).
Я предлагаю вам послушать еще одно произведение этого композитора, которое называется «Песня жаворонка». И обратите внимание на услышанные вами инструменты.
МУЗ. РУК: Вот так передаются радостные трели. Мы с вами услышали, как композитор смог передать музыкой пение жаворонка, приход весны, пробуждение от зимней спячки всей природы. Ведь жаворонки прилетают к нам ранней весной, в марте. Звонко и нежно разливаются их трели над полями, садами. Слышны эти трели и в музыке.
МУЗ. РУК: Сейчас мы с вами прослушали музыкальное произведение о весне. Как оно называется?
ДЕТИ: «Март – песнь жаворонка», и «Песня жаворонка».
МУЗ. РУК: А как зовут композитора?
ДЕТИ: Петр Ильич Чайковский.
МУЗ. РУК: Верно, молодцы - П. И. Чайковский. Я предлагаю вам еще раз подойти к репродукции наших картин.
(Тихо звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, или «Март – песнь жаворонка»)
МУЗ. РУК: Ребята, как вы думаете, что объединяет, что общего у художников, поэтов, композиторов?
ДЕТИ: Художники, поэты, композиторы смогли передать в своем творчестве весеннее, солнечное и радостное настроение. Художники с помощью кисти, поэты словами и рифмой, а композиторы, с помощью музыкальных инструментов, музыкой.
МУЗ. РУК: Я предлагаю вам отправиться в свою группу и все свое настроение, эмоции, впечатление выразить в своих рисунках. До свидания!
(Дети выходят из музыкального зала под музыку).
Иллюстрационный материал к занятию можно найти в интернете в отличном качестве.