Галина Пименова
Конспект НОД по валеологии «Наши органы чувств» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с органами чувств. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым, формировать доброжелательное уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Материал: Карточки с изображениями органов чувств, фрукты и овощи, 2 корзинки, шнур, кубики, баночки с пахучими веществами, кусочки различных продуктов с определенным вкусом.
Ход НОД:
Публикация «Конспект НОД по валеологии „Наши органы чувств“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чувствах. Органы чувств помогают нам жить, воспринимать то, что нас окружает. Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей)
Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадав ее поймете о каком органе чувств мы будем говорить.
- На ночь два оконца сами закрываются,
Ас восходом солнца сами открываются (глаза).
Для чего людям нужны глаза? (ответы детей)
Воспитатель: Глазами мы видим мир, глаза орган зрения, а зрение – одно из чувств. Покажите рисунок, который соответствует этому органу чувств. Ребята, а как вы думаете, зрение у всех одинаковое? (ответы детей) Одни люди видят хорошо, другие плохо, зрение у всех разное. А что помогает людям, которые плохо видят? (ответы детей) Они носят очки. Когда у людей плохое зрение как их называют? (ответы детей) Таких людей называют слабовидящими. Вы встречали таких людей? Ребята, а для того, чтобы глаза хорошо видели нужно делать специальную гимнастику, которую мы с вами сейчас сделаем.
Комплекс зрительной гимнастики.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Ребята, а среди людей, живущих рядом с нами есть и такие, которые совсем не видят. (слепые).
Как вы думаете, какие трудности они испытывают? (ответы детей)
Проблемная ситуация.
А сейчас мы с вами обыграем такую ситуацию. Слепой человек пришел в магазин купить фрукты и овощи, но к сожалению они все лежат в одном ящике. Ему нужно отделить овощи от фруктов и наполнить им две корзинки.
Два ребенка с завязанными глазами выполняют задание и рассказывают о своих ощущениях, когда ничего не видишь.
Воспитатель. Слепые очень мужественные люди. Им трудно жить одним. Часто за ними приходится ухаживать, а гулять им помогают специально обученные собаки.
Игра «Слепой и поводырь»
На полу разложен шнур, на котором через некоторое расстояние расположены кубики. Нужно провести по шнуру «слепого» человека, подсказывая ему, когда нужно поднять ногу и переступить через препятствие.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как нужно относиться к таким людям? (ответы детей) Чем мы можем им помочь? (помочь перейти улицу, уступить место в автобусе и т. д.)
Воспитатель. А сейчас отгадайте еще одну загадку:
-Два брата на одной голове живут.
Все слышат, а друг друга не видят. (уши)
Говорит тихо «Встаньте».Почему вы встали? (ответы детей)
Чем вы услышали мои слова? (ответы детей)
Покажите карточку с изображением органа слуха.
-Ребята, а как называют человека, который лишен слуха? (глухой)
-А некоторые люди лишены и слуха и речи, их называют глухонемыми.
А как они общаются с людьми и с друг другом? (ответы детей)
Такие люди общаются при помощи жестов, мимики. Есть даже специальная азбука и книги для глухонемых людей. К сожалению, я не знаю этой азбуки и не могу показать вам как изобразить то или иное слово, но по телевизору некоторые каналы показывают передачи для глухонемых, где диктор с помощью жестов переводит текст, они называются передачи с сурдопереводом.
А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу»
Все встают в круг, водящий в центре. Дети взявшись за руки идут по кругу и говорят:
«Ваня (Лиза, Настя, Дима и т. д.)
Ты стоишь в кругу мы зовем тебя: «Ау!»
Глаза закрывай, кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из игроков называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Воспитатель. Ребята, есть люди, которые рождаются глухими, но есть и такие, которые теряют слух позже. Как вы думаете почему это происходит? (ответы детей)
У нас на голове расположены еще два других органа чувств –обоняния и вкуса. Отгадайте загадку:
Между двух светил, в середине я один. (нос)
Покажите изображение органа обоняния. Для чего нужен нос? (ответы детей)
Дыхательная гимнастика Чудо-нос
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Проводится игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках (шоколад, лук, апельсин, лимон, чеснок).
Воспитатель. Ребята, а как еще можно определить продукт, не видя его. (ответы детей) на вкус.
Покажите карточку с изображением органа вкуса. Почувствовать вкус нам помогает наш язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите что бывает сладким?. соленым?. кислым?. горьким? (ответы детей)
Проводится игра «Узнай по вкусу»
Дети с завязанными глазами пробуют продукты и называют их.
Воспитатель. Ребята, а есть еще один орган чувств, орган осязания. Покажите карточку с изображением этого органа. Проведите ладонью по своей руке. Что вы почувствовали? (ответы детей)
Вам помогла это почувствовать кожа рук. Что еще можно определить с помощью кожи рук? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, с помощью пяти органов чувств, о которых мы говорили, человек воспринимает различные предметы окружающего мира. Воспринимать и понимать другого человека, живой объект помогает сочувствие, т. е. способность понимать чувства, боль, радость другого человека.
Слово «Чувство» родственное слову «сочувствие». Так давайте будем внимательны и чутки друг к другу и к людям, которые живут рядом с нами.