Приложение МААМ

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»

Любовь Иноземцева
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

- Здравствуйте, уважаемые коллеги

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на, а сил совсем нет?

Я вас понимаю….

Но как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас тогда:

Активными все будете? (Да)

Слайд 2.

-Как сказал К. Д. Ушинский:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОО „Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей“» размещена в разделах

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем.

Тема моего выступления «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей».

Я хочу поделиться с вами опытом работы на основе наглядного моделирования, т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Слайд 3.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 4.

Использование наглядного моделирования помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию;

ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 5.

В чем сущность метода наглядного моделирования?

Дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

Оно выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Работа с детьми

А сейчас, уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию несколько приемов, в которых используется метод наглядного моделирования. Он может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

Слайд 6.

1. Пересказ. (приложение 1)

Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких рассказов.

Слайд 7.

2. Составление рассказов по картине.

Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины.

Определение взаимосвязи между ними.

Объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 8.

3. Описательный рассказ.

Принадлежность к родовидовому понятию

Величина

Цвет

Форма

Составляющие детали

Качество поверхности

Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов)

Как он используется (какую пользу приносит?

За что нравится (не нравится?

Слайд 9.

4. Творческий рассказ.

Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа.

Слайд 10.

5. Заучивание стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Слайд 11.

В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого - сочинительтство и переделывание сказок. Порой детям очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовано в их воображении. Для того, чтобы сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным в совместной деятельности с детьми используем конструкторы разной модификации. Данный способ позволяет детям создавать оригинальных персонажей и ипользовать своё творческое мышление в полную силу, учит правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи.

Этапы работы

Как любая работа по наглядному моделированию строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

Слайд 12.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Так, например, для детей младшего возраста изображение на картинках более яркое и внимание детей привлекает только один главный предмет. Например: ёлочка (какая) колючая. А рассказ сказки «Репка», лучше сопровождать показом соответствующих картинок.

Слайд 13.

Моделью может служит не только картинка, но и настольный и кукольный театр, театр на фланелеграфе. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

Слайд 14.

На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Для детей среднего возраста также изображение яркое, но на картинке изображены несколько предметов, при этом текст произведения мы берем согласно возрасту.

В средней группе, когда детей знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Дети обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Слайд 15.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Для детей старшего возраста задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим усложняются схемы. Можно использовать не цветное изображение и картинка нарисована схематично. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характер персонажей.

Слайд 16.

Формы работы с родителями

Работа по наглядному моделированию ведется с родителями. Даются рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми, проводятся мастер – кассы, консультации. В октябре прошло родительское собрание на тему: «Развитие интеллекта. Моделирование как способ развития творческих способностей дошкольников», где родители на практике познакомились с использованием мнемотаблиц и мнемодорожек в работе с детьми.

Слайд 17

В тесном взаимодействии проходит работа по преемственностью со школой. Второй год педагоги нашего детского сада делятся опытом по данному направлению с педагогами школы. Проведены круглые столы на по теме: «Развитие интеллекта. Моделирование как способ развития творческих способностей дошкольников.»

Результаты

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Вывод.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Практическая часть

На столах у Вас лежат конверты с письмами, но не простые, а зашифрованные с помощью пиктограмм. Вам нужно их прочитать. (желающие берут конверты, где находится загадки, пословицы и ребус).

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.

- Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.

Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Техносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДАТехносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДА Пояснительная записка: Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который представляет серьезные требования к ним. Одна.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»
Опубликовано: 9 января 2022 в 21:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОО «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Иноземцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД