Наталья Журавлева
Открытая ООД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы «На помощь Вовке в тридевятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуками [д- д'] и буквой Д.
Задачи
Образовательные:
- совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка;
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, учить слышать и различать звуки по мягкости и твердости, звонкости и глухости;
- знакомить с буквами д и Д, что обозначают звуки [д]и[д']
- учить составлять слова из слогов, читать слоги и слова с буквой Д;
- упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности и записывать графически в тетради.
Развивающие
Развивать:
Темочки:
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
- умение самостоятельно решать поставленную задачу, рассуждать, чётко выражая свои мысли;
- логическое мышление,познавательную активность;
- интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, активность.
Материалы и оборудование:
- синий, зеленый, красный квадраты 4
- коврограф;
- буквы,слоговые домики;
- проектор;
- буквы «Д» синяя и зеленая;
- простой и цветные карандаши, тетради;
- магнитная доска.
План
1. Вводная часть 2 мин.
2. Основная часть 25 мин.
3. Заключительная часть 3 мин.
Ход занятия:
(Дети заходят с воспитателем в зал, воспитатель обращает их внимание на гостей)
Воспитатель: посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей! Давайте их поприветствуем!
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель: а теперь представимся нашим гостям, назовем свои имена ласково. Для этого мы встанем в круг и будем передавать друг другу колокольчик.
/Все встают в круг и,передавая друг другу колокольчик, называют свое имя в ласковой форме/
- Меня зовут Наташенька, дин-дон!
-Меня зовут Анечка, дин-дон!
- Меня зовут Леночка, дин-дон!
/Зазвонил колокольчик и на экране появился «Вовка в тридесятом царстве»/
Вовка: помогите мне! Меня губит лень, я не могу с ней справиться! Я все делаю «тяп-ляп» и по-другому не получается, я так привык.
/Слайды: «Библиотекарь и Вовка»/
- Волшебница библиотекарь отправила меня в книгу сказок и уверяла, что там ничего не надо делать, только отдыхать.
/Слайд: «Царь красит забор»/
Но она меня обманула, тут даже царь работает, забор красит…
/Слайд: «Царь на троне»/
Он велел отрубить мне голову, как человеку, который не хочет трудиться.
/Слайд: «Бабка на берегу моря с корытом»,
Я уже начал исправляться. Бабушке - корыто сделал.
/Слайд: «Печка»/
Печке – пироги помог испечь. Но этого не достаточно, чтобы я смог вернуться домой…
/Слайд: «Василисы Премудрые»/
Царь отправил меня к Василисам Премудрым выполнять их задания. Если я не выполню, то останусь в книге навсегда, и мне отрубят голову.
Воспитатель: мы можем помочь Вовке? /О. Д. /
-Как?/О. Д. /
/Слайд: «Вовка»/
Вовка: спасибо! Я вам вышлю задания по электронной почте.
Воспитатель: дети, присаживайтесь за столы.
/Слышится звук электронной почты, появляется слайд: «Таблица с буквами»/
Воспитатель: вот и задание пришло. Посмотрим? Что же Василисы Премудрые придумали для него?
Воспитатель: задание 1 - назвать гласные и согласные буквы. Нам повезло такие же буквы у нас на коврографе. Я их буду показывать, а вы будете их произносить.
/Показывает гласные буквы по порядку, дети называют/
Воспитатель: какие это буквы?/О. Д. /
-Почему вы решили, что это гласные буквы?/О. Д. /
-Каким цветом обозначают гласные звуки? /О. Д. /
- Назовите следующие буквы…
/Показывает согласные буквы по порядку, дети называют/
-Какие вы назвали буквы?/О. Д. /
- Какие бывают согласные звуки?/О. Д. /
-Какими цветами обозначают твердые и мягкие согласные?/О. Д. /
-Как вы думаете, мы справились с первым заданием?/О. Д. /
/ Слайд: «Улыбающийся смайлик и звук аплодисментов»/
Воспитатель: давайте отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.
Скоро в школу я пойду /Дети «шагают» пальчиками по столу/
Там друзей себе найду, /Работают кулачками, сжимают и разжимают пальцы/
Научусь читать, писать, быстро правильно считать. /Загибают по одному пальчику/
Вот таким ученым буду, /Показывают большие пальцы/
Но свой садик не забуду. /Грозят указательными пальцами/
/Слышится звук электронной почты, появляется слайд с картинками: дом, дятел, дрова, диван, доска, дуб, подарок, дельфин. /
Воспитатель: пришло следующее задание от Вовки.
Воспитатель: нужно назвать предметы, которые изображены на слайде
-Что общего во всех словах?/О. Д. /
-Поет ли наш голос, когда звук произносим?/О. Д. /
-Какой это звук гласный или согласный?/О. Д. /
-Какой это согласный звук- звонкий или глухой? /О. Д. /
-Есть ли у этого звука “мягкий братец”? /О. Д. /
Воспитатель: посмотрите на красавицу букву «Д»
/Показывает на коврографе букву «Д»/
- На что похожа эта буква? /О. Д. /
-Посмотрите, как правильно пишутся буквы «Д», «д»
/Показывает на доске последовательность написания буквы /
-Почему я написала две буквы «Д»?/О. Д. /
-Когда мы пишем слово с большой буквы?/О. Д. /
-Откройте тетради, запишите 2 строчки букв Д и д по образцу в тетради.
- Как вы думаете, справились мы сэтим заданием?/О. Д. /
/Слайд: «Улыбающийся смайлик и звук аплодисментов» и слышится звук электронной почты/
/Слайд: «ДОМИНО», звуковые и буквенные квадраты/
Воспитатель: как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?/О. Д. /
/Слово разбирается у коврографа одним из детей, остальные работают в тетрадях цветными карандашами обозначают звук, и простым карандашом записывают буквы/
• 1 ребенок: схематически выкладывает слово «ДОМИНО» из цветных квадратиков, проговаривая свои действия и характеризуя звуки.
• 2 ребенок: выкладывает слово «ДОМИНО», заменяя цветные квадраты на буквы.
Воспитатель:справились ли мы с этим сложным заданием?/О. Д. /
/Слайд: «Улыбающийся смайлик и звук аплодисментов»/
Воспитатель: мы славно потрудились, давайте немного подвигаемся.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок,
И еще разок.
А потом вприсядку
А потом вприсядку
А потом вприсядку
И снова по порядку. /Всё повторяют три раза/
/Слышится звук электронной почты/
/ На экране изображено 2 домика, на крышах написаны зеленым и синим цветом звуки[д] и [д']/ [/i]
Воспитатель: нужно назвать гласные буквы, которые дружат с твердым согласным [д], а какие с мягким [д']. Такие же домики у меня нарисованы на доске. Сейчас мы с вами их заполним. Я буду показывать гласную букву, а вы мне говорите, с мягким или твердым согласным звуком эта буква дружит.
/ Показывает по порядку гласные буквы, дети отвечают, в какой домик ставить гласную и читают получившийся слог. Дети фронтально читают составленные слоги Работа на доске воспитателя /.
Воспитатель: с этим сложным заданием мы справились?/О. Д. /
/Слайд: «Улыбающийся смайлик и звук аплодисментов» и слышится звук электронной почты и на экране изображены карточки со слогами и сюжетная картинка «Дети моют руки» /
Воспитатель: что тут изображено? /О. Д. /
- Такие же картинки у вас на столах. Василисы Премудрые разделили слова на слоги, если соберём их правильно, то получим 3 слова. У вас есть подсказка картинка. Работаем парами, собираем слова из слогов.
/Дети составляют из слогов слова «ДЕ-ТИ», «МО-ЮТ», «РУ-КИ»/
Воспитатель: сколько слов получилось?/О. Д. /
-Составьте из этих слов предложение. /О. Д. /
-Запишите схему этого предложения в тетрадь.
/Один ребенок записывает схему на доске, остальные в тетрадях/
Воспитатель: давайте проверим правильность написания.
-Сколько прямоугольников вы нарисовали в схеме?/О. Д. /
-Какой первый прямоугольник? /О. Д. /
-Что поставили в конце предложения?/О. Д. /
-Все с заданием справились? /О. Д. /
/Слайд: «Улыбающийся смайлик и звук аплодисментов» и слышится звук электронной почты/
Воспитатель: последнее задание Василис, если мы выполним его, то Василисы Премудрые отпустят Вовку из книги сказок к родителям, а составить нам надо «волшебное» слово.
/Слайд -ребус: дом, остров, машина, остров, йод /
Воспитатель: назовите первые буквы изображенных предметов и составьте из них «волшебное» слово.
/Воспитатель записывает на доске отгаданные начальные буквы, дети читают получившееся слово «домой»/
Воспитатель: повторим «волшебное слово» вместе 3 раза и Вовка перенесется из книги сказок в библиотеку. (Домой, домой, домой)
/Слайд с Вовкой в библиотеке. /
Вовка: спасибо вам большое! Вы мне очень помогли! Я обещаю теперь стараться, не лениться, и хорошо учиться. В благодарность - вас ждёт в группе сюрприз! До свидания!
Воспитатель: что мы сегодня с вами делали? /О. Д. /
- Какие задания мы выполняли? /О. Д. /
-А какую новую букву и звуки вы узнали? /О. Д. /
- Какое сегодня доброе дело мы с вами сделали? /О. Д. /
- Молодцы! Спасибо всем за участие.