Наталья Стеценко
Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по теме самообразования.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Развитие музыкальных способностей нужно начинать с раннего возраста. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию, как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, т. е. талантливый в чем-то одном ребенок, творчески проявит и во многом другом. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, - учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и незаметно быстро и правильно начинают говорить.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.
Музыкально - игровая деятельность малышей – это различные способы, средства познания музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.
В настоящее время идея «раннего развития» получила широкое распространение. Но очень часто, в современных методиках «раннего развития» происходит подмена понятий: «развитие» на «обучение». Многие родители, мечтая о наилучшем будущем для своего малыша, стремятся, как можно раньше обучить ребенка чтению, письму, музыке. В результате у многих детей уже в раннем возрасте происходит переутомление. Поэтому на своих занятиях мы стараемся не перегружать детей и проводим игровое обучение интересно и увлекательно. Ребята с удовольствием включается в активную деятельность, вместе с педагогом двигаются, танцуют, подпевают, подражают животным, играют с различными предметами и музыкальными инструментами. Разнообразие игр позволяет осуществлять частую смену деятельности и удерживать внимание детей. Основные принципы раннего развития — наглядность, эмоциональность, доступность. Вызвать интерес и добиться устойчивого внимания помогут сюрпризные моменты, ведь маленьких детей привлекает все яркое, движущееся, звучащее, блестящее. На каждом занятии педагог использует различные атрибуты – это игрушки, картины, детские музыкальные инструменты, платочки, деревянные палочки и т. д. В раннем возрасте происходит интеграция всех видов музыкальной деятельности: движение может сопровождаться игрой на элементарных музыкальных инструментах, восприятие музыки может сопровождаться движением, а пение скорее является подпеванием, поскольку это только начальный этап становления вокально-певческих навыков. На занятиях музыка является связующим интегрирующим звеном между различными сторонами обучения и развития детей. Игра на наших занятиях – ключевое слово. Педагог создает игровые ситуации, которые мотивируют ребенка на выполнение тех или иных заданий. Музыкально-игровые занятия проводятся в виде небольших театрализованных миниатюр, главными героями которых выступают игрушки, с которыми дети могут действовать сами.
В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком. Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.