Владимова Елена Станиславовна
Развитие речевой активности детей с ТНР через игровую деятельность с использованием современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Развитие речевой активности детей с ТНР через игровую деятельность с использованием современных технологий».
Выбор данной темы был осознанным и обдуманным. В современном образовании большое внимание уделяется проблеме развития речи у детей дошкольного возраста из-за того, что очень высокий процент детей с нарушениями речи. Тяжёлое нарушение речи (ТНР) - это состояние, при котором наблюдается постоянное отставание в развитии всех аспектов речи, таких как фонетика, лексика и грамматика.
Публикация «Развитие речевой активности детей с ТНР через игровую деятельность с использованием современных технологий» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
На сегодняшний день основной особенностью общества является замена личного общения виртуальным (гаджитами, снижение контакта между родителями и детьми, а неудовлетворенные потребности в речи у детей в возрасте дошкольника увеличиваются из-за игнорирования этой проблемы.
Во время учебного процесса лишь некоторые воспитанники проявляют активность, остальные предпочитают не высказывать свои мысли. У детей также возникает тревожность при выступлении перед сверстниками и родителями на праздниках. Поэтому передо мной возникла необходимость найти эффективные способы и инструменты для развития навыков общения.
Я решила использовать игровой подход. Игра важна в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, так как помогает развивать их речь и общее развитие, а также воплощать коррекционные цели.
Игра способствует развитию навыков общения, улучшает произношение и помогает выражать свои мысли более четко и связно. Это одна из основных причин, по которой игровая деятельность стала сферой моих профессиональных интересов.
Данной темой я занимаюсь уже почти шесть лет.
Цель моей работы - изучение особенностей развития речи у детей с ТНР и выявление методов его стимулирования через игровую деятельность.
Когда я начала работать над развитием речи у детей с ТНР, я определила для себя несколько ключевых задач:
• научить детей возрастом 5-6 лет с ТНР увеличивать свой словарный запас и правильно формировать предложения;
• развивать навыки составления связных монологических высказываний;
• создать и адаптировать набор дидактических игр, ориентированных на речевое развитие с внедрением современных технологий для проведения логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ТНР;
• укрепить и развить у детей умения речевого общения и коммуникативных навыков.
Эти цели и задачи помогли мне эффективно работать с детьми и способствовать их речевому развитию, используя современные подходы и методики.
Для выполнения этих задач я применяла современные технологии, которые позволяют одновременно справляться с множеством задач.
Все технологии можно классифицировать на четыре основных категории:
• Здоровьесберегающие технологии
• Метод наглядного моделирования
• Игровые технологии
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс мероприятий, который объединяет все аспекты образовательной среды, нацеленные на поддержку здоровья ребенка на различных этапах его обучения и развития. Сюда относятся :
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- физкультминутки
- пальчиковая гимнастика
- артикуляционная гимнастика
- кинезиологические упражнения
-су-джок терапия
- пескотерапия
- акватерапия
Наглядное моделирование представляет собой процесс воспроизводства ключевых характеристик исследуемого объекта, создание его заместителя и взаимодействие с ним.
В качестве условных заместителей (моделей) могут использоваться:
- схемы предметов (планы и условные обозначения, сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы, опорные карточки, мнемодорожки, мнемотаблицы).
-опорные картинки (предметные и сюжетные изображения, серии сюжетных картинок);
Важно отметить, что модель должна четко отражать главные свойства объекта, быть легко воспринимаемой и простой для выполнения действий с ней.
• мнемотаблицы (мнемоквадраты, мнемодорожки)
• круги Эйлера
• ТРИЗ
• синквейн
• арт-терапия (тестопластика, марания, кляксография)
Игровая технология представляет собой структуру педагогического процесса, использующего различные игры в образовательной практике, а также формы взаимодействия между логопедом и детьми через реализацию определенных сюжетов (игр, сказок, спектаклей):
- технологии с использованием конструктора LEGO
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- театрализованные (включая драматизации)
- режиссерские игры
- строительные (конструктивные) игры
- творческие активности
- подвижные игры (в том числе подвижные дидактические, народные и развлекательные игры)
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) охватывают использование компьютеров, интернета, телевизоров, видео, DVD, CD и мультимедийного оборудования, что создает широкие возможности для общения.
В своей практике я применяю такие игры, как:
• “Создание мультфильма” – в программе “Мульти - Пульти” или другими способами.
• “Плёнка закончилась” – детям предлагается завязка мультфильма, и они должны придумать его развитие.
• “Режиссер” – модификация деталей и сцен из мультфильмов.
• “Описательные загадки о мультфильмах” – краткий пересказ мультфильма, без упоминания его персонажей.
• “Склеенные мультфильмы” – объединение фрагментов различных мультфильмов в одну narrative.
• “Оживление мультфильма” – этапы работы: озвучивание и репетиции.
В результате моей работы по данной теме у детей наблюдаются следующие изменения:
1. Уровень их связной речи значительно возрос;
2. Словарный запас стал больше и более разнообразным;
3. Дети всё чаще применяют более сложные формы как в монологической, так и в диалогической речи;
4. Культура произношения и звуковой фон речи улучшилась;
5. Многие дети начали выдавать развёрнутые и грамотные ответы;
6. Регулярные занятия в этом направлении позволили добиться положительных результатов.
Изменения в речи детей являются для меня вдохновляющим фактором.
Фотоотчёт к своей работе предоставляю.