Светлана Молчанова
Музыкально-игровая деятельность при адаптации в ДОУ в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и период приобщения ребёнка к различным видам деятельности.
В настоящее время я работаю с детьми раннего возраста. В нашей группе главная задача - помочь детям преодолеть стресс поступления и удачно адаптироваться в детском саду.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность при адаптации в ДОУ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь эффективным средством решения проблемы выступает музыка во всех ее проявлениях. Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, я особое внимание уделила музыкально-игровой деятельности, ведь дети в этом возрасте эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Для того, чтобы работа принесла положительные результаты, я для себя определила цель:
-- способствовать положительному эмоциональному отклику ребенка через погружение в музыкальные игры.
И поставила следующие задачи:
-- формировать устойчивую положительную динамику на пребывание детей в ДОУ;
-- развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыкальным играм.
-- воспитывать у детей умение внимательно слушать музыку и эмоционально откликаться на нее
В начале учебного года я провела диагностику уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению по методике А. С. Роньжиной, по следующим критериям:
1. Познавательная и игровая деятельность
2. Взаимоотношение с детьми
3. Взаимоотношение со взрослыми
4. Реакция на изменение привычной ситуации
По итогам мониторинга выяснилось, что у детей с недостаточным уровнем адаптированности эмоциональное состояние не стабильно: новый раздражитель влечёт возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации. У детей с не сформированным уровнем адаптированности преобладают агрессивно- разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия, плач)
Чтобы работа по адаптации малышей велась более качественно и продуктивно, я стала сотрудничать с музыкальным руководителем, который помогает нам подбирать музыку, разучивать текст песенок и движения.
Поставленную цель и задачи я реализовываю через традиционные и игровые методы.
Использую такие приемы, как показ картинок, беседу с детьми, использую поэтическое слово; привлекаю детей вместе со мной петь понравившиеся песенки. Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм я использую различные атрибуты: шапочки- маски, эмблемы, создаю для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.
Сейчас я хочу представить вашему вниманию, несколько музыкальных игр в которые мы играем
Например, «Игра с погремушкой». В ходе, которой в начале игры я знакомлю детей с погремушкой, провожу беседу и предлагаю с погремушками поиграть.
Взрослые с детьми выполняют движения в соответствии с текстом.
Музыкальная игра «У жирафов». В этой игре мы не только двигаемся в соответствии с текстом, но и знакомимся с животными.
Игра «Бубен»
Педагог предлагает бубен желающему ребёнку.
Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем
Поиграй, поиграй,
Пете бубен передай!
Ребёнок передаёт бубен, кому хочет.
Игра «Автобус»
В ходе беседы с детьми, я выяснила, что многим из них нравится ездить в гости на автобусе. Предложила построить из стульчиков автобус и поехать на нем покататься, а чтобы нам было веселее надо послушать песенку. По ходу звучания песенки мы с детьми обыгрывали ее. Дети с радостью выполняли движения.
Игра «Солнышко и дождик»
Дети идут и по кругу проговаривают:
Смотрит солнышко в окошко, - идут по кругу.
Светит в нашу комнатку.
захлопаем в ладоши, - хлопают в ладоши.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! - ритмично притоптывают на месте
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! - ритмично хлопают в ладоши
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
На сигнал: Дождь идет, скорей домой - дети бегут под зонтик.
На сигнал: Дождь прошел. Солнышко светит. - игра повторяется
Музыкальная игра «Птички-невелички»
Предлагаю превратиться в птичек, одеваем эмблемы и показываю, как они летают, как зернышки клюют.
Маленькие птички
Птички – невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (Машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел. (Руки вверх, раскачиваем из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Параллельно с работой в группе ДОУ, в родительскую группу Ватсап я отправляла музыкальные игры, для того чтобы родители в воскресное время смогли с детьми потанцевать, порадоваться.
В своей работе для успешной адаптации дошкольников к детскому саду я использую музыкальные игры из игровых сеансов: «Мама – рядом», авторы А. В. Найбауэр, О. В Куракина, с целью снизить отрицательные эмоции детей от разлуки с родителями.
Используя совместно с родителями музыкальные игры, дети чувствуют себя увереннее, раскрепощеннее, с удовольствием вовлекаются в игру.
Каждый родитель у нас подписан на госпаблики, которые находятся на портале в VK, Одноклассники, Telеgram. Там размещены памятки для родителей: «Адаптация детей к детскому саду», «Основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ является…», консультация «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду», игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения и другие.
В процессе моей работы по адаптации детей дошкольного возраста мною была создана картотека музыкальных игр. В эту картотеку я так же включила музыкальные игры Сергея и Екатерины Железновых, которыми я пользовалась в работе с малышами.
Мой опыт работы использования музыкальных игр для адаптации детей может пригодится не только воспитателям, но и родителям.