Зульфира
Методы приобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов России. Это – башкиры, русские, татары,марийцы, чуваши и другие. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он не был, каждый является представителем своего мира, традиции, культуры. И они должны иметь представление о культуре, быте другого народа, доступное их возрасту. А задача педагога – научить их толерантно относиться друг другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научится любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.
Публикация «Методы приобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре. Это происходит через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. Важно дать правильные ориентиры детям в социальном окружении : о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.
Самым важным средством является общение детей разных национальностей, которое можно организовать в разных условиях: в детском дошкольном учреждении или вне детского сада.
Очень эффективным средством является организация совместной игровой деятельности детей разных национальностей. В игре ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.
Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где проявляется культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа, его культурные традиции. Чтение художественной литературы помогает детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников. Эффективным средством толерантного воспитания являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети.
Такие мероприятия позволяют донести до детей то, что в обществе, рядом с ними живут другие «народы-соседи» со своей уникальной и самобытной культурой. Есть надежда, что ребенок, погружаясь в иную культуру, заинтересуется своей культурой. Соответственно своей работой мы воспитываем в детях:
- культуру общения, а это главный инструмент на пути к толерантному миру, условие гармоничных отношений в обществе. В дальнейшем, ребята будут выстраивать свои отношения с представителями других национальностей на более доверительной, доброжелательной, неагрессивной ноте;
- уважение к другим языкам. Дети придут к осознанию того, что среди их окружения живут люди, говорящие на других языках, а не только на том, на котором говорят в их семьях. Они перестанут высмеивать непонятные им слова, речь;
- уважение к другим обычаям, традициям, религии. Дети придут к пониманию поликультурности общества, в котором они живут, и что все культуры равноценны. Людей необходимо принимать такими, какими они есть, не навязывая свою точку зрения, и взаимодействовать с ними на основе согласия и дружбы.
В формировании толерантности у дошкольников лучше всего опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействует большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; сюжетно – ролевые игры дошкольников, основой целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; башкирские народные подвижные игры и народов мира; проведение национальных праздников, таких как «Каз омасе», «Сабантуй», «Сюмбуля байрам», «Масленица» и т. д. в соответствии с народным календарем; игры – занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимоотношения. Данная работа позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов, нашего многонационального города, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Список литературы
1. Азнабаева, Ф. Г. Ильгам. Ф. Г. Азнабаева – Сибай: Творчество, 1999. – 254 с.
2. Баймурзина, В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики [Текст] : дис. д-ра пед. наук / В. И. Баймурзина. – Казань, 1998. – 362с.
3. Галиева, Г. Г. Учебно-воспитательная программа для башкирских детских садов. Г. Г. Галиева, З. Г. Нафикова. – Уфа: Китап, 2009. - 200 с.
4. Галяутдинов, И. Г. Башкирские народные детские игры. И. Г. Галяутдинов. – Уфа: Китап, 2002. – 248 с.
5. Гасанова, Р. Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников. – Уфа: БИРО, 2003. – 44 с.
6. Сагитова Ш. Х. Башкирские традиции. – Уфа: Китап, 2004. – 76 с.
7. Фазлыева Ф. Н. Урал – родимый край. – Уфа: Китап, 1997. – 200 с.