Елена Савич
Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время происходит отрыв подрастающего поколения от национальной культуры. Этому есть разные причины: и современные гаджеты, и компьютеры, формирующие у детей совершенно иные приоритеты, чем у детей предыдущих поколений, и нежелание, а чаще неумение современных родителей уделять время своему ребёнку, посвященное чтению русских сказок, не изуродованных современной обработкой, неумение просто играть с ребенком. Легче включить какой-нибудь мультфильм, чаще импортного производства, или компьютерную игру, и вот уже ребенок воображает себя каким-нибудь громилой. А ведь наши народные сказки, игры, впрочем, как и фольклор любого народа, учат добру, сопереживанию, взаимовыручке (вспомните игру «Колдунчики»).
Публикация «Фотоотчет „Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре“» размещена в разделах
Поэтому, задача педагогов – развивать у детей понимание культурного наследия, пробуждать интерес к нему. Знания о своей Родине будут не полными, если у ребёнка нет представления о своей культуре. Сухие факты истории не пробудят любви к ней, если ребёнок не слышал ни одной колыбельной, ни одной русской песни.
В нашем саду дети не первый год занимаются по парциальной программе «Поморочка», разработанной педагогами нашего ДОУ. Работа с детьми строится с опорой на годовой народный календарь, даются народные названия каждого месяца (например, сентябрь – вересень, хмурень, ревун, раскрываются основные приметы, традиции. Цель её – приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через фольклор русского Севера. С младших групп детей знакомят с потешками, песенками, частушками, календарными народными праздниками, плясками, играми.
Народные игры несут неоценимое культурное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением, у детей начинает складываться определённое отношение к культуре своей страны.
Играя в народные игры, ребёнок получает знания об обычаях определённой местности. Игры знакомят с сезонными изменениями природы, с серьё зными делами взрослых: с охотой («Охотники и утки», собирательством («У медведя во бору…», доносят до нас и некоторые формы брака. Например, в одном из вариантов всем известной игры «Горелки», горящий должен похитить девушку из пары соперника (это след «брака-умыкания»). Выбор невесты прослеживается в игре «Сахаринка», «Подушечка». Многие игры символически показывают тепло семейных отношений. Так, в младших группах мы играем в игры-хороводы малой подвижности, основанные на потешках («Котя, котинька, коток…», «Серенькая кошечка», «Петушок, петушок…», «Баю, бай, ты, собачка не лай»). Большинство потешек легко обыгрываются, они ритмичны, мелодичны и очень нравятся детям.
Типы народных игр чрезвычайно многообразны. Это игры с игрушками, движениями – прыжками, бегом, вращениями, игры-хороводы, с завязанными глазами, с верёвкой, метательными предметами, с мячом и другими атрибутами, зимние игры.
Если в игре есть водящий, его нужно выбрать так, чтобы никому не было обидно. Для этого в детской игровой традиции существуют жеребьёвки, считалки. Для того, чтобы разделить детей на две команды есть такая жеребьё вка:
Бочку с салом
Или казака с кинжалом?
А считалкой выбирали водящего:
Раз, два, три, четыре, пять
мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
и тебе водить велела.
Почти все детские игры сопровождались припевами, приговорами, как, например, в нашей северной игре «Метелица» :
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится.
Дети стоят парами, боком друг к другу, сцепившись под локоть, и кружатся под приговор, произносимый нараспев. Пара, которая кружится дольше всех, побеждает.
Вот еще одна северная игра, «Капустка». Мы её слегка упростили и укоротили и используем как игру-хоровод малой подвижности в младших группах:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Да капустку сторожу.
Дети выполняют движения по тексту, на последней строфе идут по кругу, делая вид, что едят капустку.
Народные игры разнообразны ещё и по пространству, месту проведения, хореографии, сюжету.
Есть игры цепочкой («Ещё вейся плетень…», «Ниточка-иголочка», кругом («Заря-Заряница», «Жабка», кругом в круге («У медведя во бору», шеренгой («Плетень», воротцами («Гори, гори ясно…», «Ручеёк»). В них можно играть и в помещении и на улице.
Очень пестро и многоцветно слово в детских играх. Это и эмоциональные обращения («Огуречик, огуречик…», и звукоподражания («Гуси-гуси…», и четкий ритм.
Ну, и, конечно, народные игры, как и любые подвижные, развивают физические качества детей: ловкость, меткость, быстроту, координацию. Кроме того, можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства.
Одним словом, играйте на здоровье вместе с детьми!
Ниже опубликованы фотографии игр «Ниточка-иголочка», «Ещё вейся плетень…», «Умер покойник…»
Литература:
1. Истоки русской народной культуры в детском саду/ И. Г. Гаврилова,
С-Петербург, 2008г.
2. Региональная парциальная программа по приобщению детей дошкольного возраста к истокам северного народного творчества «Поморочка»/Е. В. Козлова, И. А. Рогозина, И. А. Зайцева. – Северодвинск, 2003г.
3. Русские народные игры Л. В. Былеева, /Москва, 1988
4. Русские народные подвижные игры/ М. Ф. Литвинова, Москва «Просвещение»,1986г.
5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Владимир,1995г.
6. Чудесный короб/ Г. Науменко, Москва «Детская литература», 1989г.