Марина Чернышова
Обобщенный опыт работы «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 31 городского округа Вичуга
Обобщенный опыт работы
воспитателя
Чернышовой Марины Константиновны
по теме:
«Русская народная подвижная игра как
средство приобщения дошкольников к
здоровому образу жизни»
2017 г.
Оглавление
Введение___стр. 3-5
Публикация «Обобщенный опыт работы „Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
Формы организации оздоровительной
работы___стр. 5-7
Классификация народных подвижных игр. Методы и приемы обучения подвижным играм___стр. 7-8
Русская народная подвижная игра как средство приобщения к здоровому образу жизни___стр. 8-13
Взаимодействие с семьями воспитанников___стр. 13-14
Результаты и выводы работы___стр. 14
Список литературы___стр. -15
Приложение
Введение
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7 летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к своему здоровью.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, что бы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребенка, но и огромный потенциал для его физического развития.
Мы считаем что, решая эту проблему, необходимо сконцентрировать внимание на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В связи с этим определили цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через народные подвижные игры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.
2. Развивать интерес и расширять кругозор представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.
3. Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формированием умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа. Используя русскую народную подвижную игру.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявлять сопереживание, взаимопомощь.
6. Привлечь родителей к образовательному процессу.
Мы знаем, что здоровье ребенка зависит не только от социально-экономической обстановки, но и от образа жизни семьи, уровня образования, компетентности и заинтересованности по данной теме родителей. Для этого в течении всего времени мною проводилось изучение уровня знаний родителей о ЗОЖ (анкетирование, оценка уровня состояния здоровья детей (изучение медицинских карт) и развития подвижной игры (диагностика) .
Нами проведена диагностика, по результатам которой были сделаны следующие выводы: запас игр невелик, нет соблюдения правил игры, нет разницы между физическими упражнениями и подвижной игрой. Игры однообразны, бессюжетны, зачастую просто выполнение основных движений. У некоторых детей нет интереса к этому виду игровой деятельности.
По анализу анкетирования родителей было выявлено, что 83% родителей частично знакомы с ЗОЖ, 17% стараются придерживаться ЗОЖ в семье. Все родители знают, что ребенку нужен режим дня, но соблюдает его лишь 12% опрошенных. Для прогулки в режиме дня ребенку отводится от 1 часа до 15 минут или могут совсем не гулять. Ведущей деятельностью ребенка дома является: 35% - компьютерные игры, 43% - просмотр телепередач, 12% - чтение книг, 7 % - конструирование, 3% - настольные игры, 5% родителей назвали 4 подвижные игры, в которые они играют с детьми, остальные играют в игры предложенные детьми.
Таким образом, мы сделали вывод, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, занижен интерес к игровой деятельности и двигательной активности ребенка. Ценностные ориентации родителей, относительно значимости здоровья, игры, не актуальны и, вследствие этого, не реализованы в повседневной жизни. Игровая деятельность детей однообразна, игровые навыки и умения не сформированы.
Результаты диагностики уровня развития физических качеств, оценки уровня здоровья детей, позволили сделать вывод о том, что наши воспитанники нуждаются в целенаправленном приобщении к здоровому образу жизни посредствам русской народной подвижной игры, как наиболее мягком, эмоциональном, непринужденном способе физического влияния на растущий организм.
Формы организации оздоровительной работы
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют: систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепление и сохранение здоровья, развития физических способностей, двигательных навыков.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры – естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Русская народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывает навыки общения. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр – движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими учащимися, большинство игр не требует специально оборудованного для этого места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В нее можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весеннее-осенние периоды, повышают устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, а так же к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Таким образом, русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создается эмоционально – положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.
Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: спортивный зал, спортивная площадка, участок для прогулок. В группе: спортивный уголок со стандартным и нестандартным оборудованием, картотека народных игр по возрастам. На каждый возрастной период нами разработано планирование подвижных игр.
Ежемесячно организуется непрерывная образовательная деятельность, которая включает в себя знакомство детей с русскими народными играми, устным народным творчеством, с историей русского народа, с изделиями разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым», «Путешествие в страну Неболейка».
В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик, физкультминутки, прогулки, закаливания, различные виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, спортивные, народные игры, игры-драматизации).
Систематически проводятся спортивные развлечения, досуги, подвижные игры, эстафеты, связанные с сезоном года.
Классификация народных подвижных игр.
Методы и приемы обучения подвижным играм.
Игры можно разделить на группы, сходные по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт, игры русского народа, вечная борьба добра и зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности)
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками, с метанием, с бросками и ловлей мяча и т. д.)
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные)
5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные)
6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости)
7. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной, заключительной частей занятия по физической культуре)
8. По сезону.
В своей работе мы руководствуемся следующими методами и приемами обучения русской народной игры.
1. Наглядные:
- наблюдение
- демонстрации (показ способа действий, картин, иллюстраций)
2. Словесные:
- объяснение
- рассказ
3. Игровые
4. Соревновательные
Русская народная подвижная игра как средство
приобщения к здоровому образу жизни
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начали с младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Важно было привлечь внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого использовались простые игры типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Основными методами знакомства с русской народной подвижной игрой были наглядные, словесные, игровые. К концу года дети с удовольствием играли со мной. Это был подготовительный этап в моей работе.
Более углубленно продолжили работать в средней группе. Теперь передо мной стояла задача – познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Научить понимать поставленную перед ними задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я привлекала детей к ее содержанию. Задавала один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли ее правило. Объясняла последовательность игровых действий, слова диалекта, расположение игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказывала о сюжете игры, объясняя роль водящего. Следила за точностью движений. Использовала игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но и в различных видах НОД. В своей работе придерживалась следующих принципов:
1. Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна детям.
2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый, смышленый ребенок.
3. Ведущего может назначать:
- воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.
- участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справится с задачей игры.
- персонаж.
4. Действия водящего заключаются в легком касании рукой убегающего, нельзя хватать за одежду, толкать, захватывать в объятия.
5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но так же обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей, обратить внимание на выполнение правил.
8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре.
Для расширения кругозора детей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми :
- продолжала знакомить с малыми формами фольклора (познакомила с закличками, дразнилками, шутками, прибаутками и т. д. «Солнышко, пробудись.», «Наш Ваня простота, купил лошадь без хвоста…»). В середине года ввела понятие считалка. Сначала выбирала с помощью считалки сама, потом стала привлекать детей;
- читала русские народные сказки;
- рассматривали предметы быта, посуды, одежды, иллюстрации.
- обращала внимание на образ жизни людей «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса», «Ай, тари, тари, тари…»
- наблюдали за играми старших детей.
Во время проведения игры, что бы вызвать большой интерес детей, использовала маски, элементы одежды, игрушки. К концу года дети активно отзывались на предложение поиграть. Движения стали более легкие, точные, разнообразные. Расширился репертуар игр, словарный запас детей. Стали понятны слова русского диалекта.
Начала знакомить детей со способами выбора водящего, с понятиями; зазывалки, считалки, жеребьевки, угады, сговоры, певалки, уговоры.
Зазывалки:
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предигровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачины, призывающие потенциальных участников к игре.
Чижик – пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть – поплясать
Себя показать!
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.)
Или:
Собирайся народ,
Кто в прядки играть идет?
Призыв к игре сопровождается подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал сбор:
Тай-тай, налетай
Никого не принимай!
Зачины являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы.
Определить водящего можно с помощью считалки.
Считалки (народные названия : счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки) – это короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с юмором. Участники встают в круг. Один в середине – громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадет последнее слово, тот и водит.
«Ягодка малиновка, медок сахарок, поди вон королек!»
Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают сами процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будут называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Ниточка или иголочка?»
В некоторых народных играх перед их началом я применяла забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется.
Губа задергается.
Раз, два, три, четыре, пять,
С тех пор молчать!
Все стараются не проронить слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Если игра требует разделения на команды, используется сговор (уговор, подбор).
Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Сговоры бывают разными:
Что возьмешь: «Белую березу - или красную розу?»
«Наливное яблочко - или золотое блюдечко?»
Существуют и другие жеребьевки – угады. Например, «Пальчик - маральчик». Один из играющих пачкает палец (мелом, сажей, землей, остальные разжимают его кулак. Кто разожмет замаранный палец – водит.
Сначала сама предлагала разные способы выбора водящего, потом обращалась за советом к детям. Старалась выделять голосом способ выбора водящего. Потом ввела в игру роль- ведущего, уверенного в себе ребенка, с хорошей речью, памятью, вниманием. От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра. Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила. В конце игры указывала на ошибки допущенные детьми, отмечала тех, кто играл без ни. Они уже могли вместе самостоятельно проводить простые игры, без помощи взрослого: «Бабка-ёжка», «Жмурки», «Башмачок».
В старшей группе я продолжу работу по этой теме. Приоритетными задачами в этом возрасте ставлю:
- самостоятельное проведение русской народной подвижной игры;
- знать правила игры, уметь объяснить, выполнить;
- знать несколько способов выбора водящего;
- уметь дать оценку игре, водящему объяснить ее;
- уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием.
Познакомлю с классификацией (условно) русских народных подвижных игр.
1. Игры, отражающие историческое наследие русского народа «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков: «Горшки», «Башмачник», «Лапти», «Поясок».
2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру: «Заинька-беленький», «В коршуна», «В медведя», «Ручеек».
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относят игры: «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Опоясье», «Краски» и др.
4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Взятие снежной крепости», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг» и их различные варианты. Эти игры очень нравятся мальчикам, в них каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Известно, что ни одну задачу ДОУ нельзя успешно решить без тесного сотрудничества с родителями. Понятно, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым, но не каждый задумывается о том, как сделать, что бы его ребенок жил в гармонии с собой, окружающим миром, людьми. Секрет прост – это здоровый образ жизни. Поэтому, чтобы повысить эффективность работы, было принято приобщить родителей к данной проблеме.
Родители являются постоянными и активными участниками образовательного процесса : помогают организовывать совместные праздники и развлечения, экскурсии, субботники, спортивные досуги, выставки и т. д. Родители совместно с детьми изготавливают костюмы, атрибуты, поделки.
С родителями проводились родительские собрания по данной теме, консультации, для ознакомления предоставлена картотека русских подвижных игр (Приложение № 4).
Результаты работы
Благодаря проведенной работе и внедрению новой технологии из года в год просматривалась положительная динамика в приобщении детей к ЗОЖ, посредством русской народной подвижной игры.
Вся наша работа дала положительные результаты: дети стали меньше болеть, повысился показатель физического развития (по данным мониторинга). Игра стала многообразна, движения быстрые и красивые, а дети сильные, ловкие, выносливые. Они могут не только сами организовать игру, но и дать ей оценку. Во время игры проявляли смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Анкетирование родителей показало, что в семье больше стали уделять внимание здоровому образу жизни : увеличилось время прогулок на свежем воздухе, предпочтение отдается не просмотру телепередач и компьютерным играм, а подвижным играм, катанию на велосипеде, роликах, коньках.
Таким образом, народные подвижные игры являются эффективным средством приобщения детей к здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазить, метать». М. Просвещение, 1983г.
2. Детские народные подвижные игры». Составители Кенеман А. В., Осокина Т. И. Москва «Просвещение», «Владос», 1995г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры», С. Петербург издательство «Акцидент» 1997.
4. Кудрявцева В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления». «Линка-пресс» 2000г.
5. Литвинова М. В. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой Л. В. М., «Просвещение» 1986
6. Науменко Г. М., Якунина Г. В. «Солнышко-ведрышко» Издательство «Белая горница» 1994
7. Науменко Г. М. «Фольклорные праздники». «Линка-пресс», 2000г
8. Новицкая М. Ю. Наследие. «Патриотическое воспитание в детском саду». Москва «Линка-пресс», 2003г
9. Осокина Т. Ф. «Физическая культура в детском саду» М., Просвещение, 1986г.
10. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе», М., «Просвещение», 1983
11. «Классификация русских игр». Статья А. А. Тарана в журнале «Физическая культура»
12. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры», С. Петербург издательство «Акцидент» 1997.
13. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от года до 14 лет» М. : Новая школа, 1994.
14. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Под редакцией Орловой А. В. Владимир, 19
15. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от года до 14 лет» М. : Новая школа, 19