Ольга Родионова
«Моя педагогическая философия» (Эссе на конкурс «Учитель года»)
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя педагогическая философия»
«…Физическое воспитание – это то, что
обеспечивает здоровье и доставляет радость»
Крэттен
Когда я думаю о детях, я почему-то представляю каждый раз курносого проказника – мальчишку: рот до ушей, в глазах счастливый блеск, танцующие ямочки на щёчках…точь-в-точь, как Серёжка с нашего двора в далёком детстве. Вот мы несёмся по двору и мне непременно надо быть первой, меня сложно кому-то догнать… Я постоянно была заводилой во дворе, учила каким-то новым играм дворовых ребят. Этого во мне никто не воспитывал. Я с этим родилась. Ещё в детском саду я точно решила, что буду работать с детьми, буду учить их побеждать.
Публикация «„Моя педагогическая философия“ (Эссе на конкурс „Учитель года“)» размещена в разделах
Тогда я и не думала, что стремление поскорее заняться выбранным делом заставит меня, отличницу в учёбе, уйти после 8-го класса в педагогическое училище. И вы не представляете, как я была рада, что именно в этот год шёл набор в группу воспитателей со специализацией «Руководитель физического воспитания».
И вот я – инструктор по физической культуре. В руках - диплом с отличием и возможность продолжить обучение, но в голове одна только мысль - к детям, научить их тому, что знаю сама, но в большей мере показать им то, что может каждый из них сделать для себя сам.
Утро нового дня…я просыпаюсь с чувством радости, потому что снова иду в любимый детский сад заниматься любимым делом, общаться с детьми, совершенствоваться рядом с ними. А вечером дома меня ждут любящий, заботливый муж, внимательный, самый замечательный сын – они всегда рядом, всегда поддержат, помогут. И так уже 20 с лишним лет.
Я вхожу в физкультурный зал и вижу глаза своих воспитанников: в одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, а в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности моих ребят не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ребенок, пришедший ко мне на занятие, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня важно показать, что любой ребенок в душе талантлив, а может быть, даже гениален.
Укреплять и сохранять здоровье детей средствами физической культуры, воспитывать осознанное отношение и потребность быть здоровым – главные задачи, которые ставлю перед собой постоянно в работе с детьми. «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов»
Для себя я поняла, что, добиться положительных результатов в этом деле можно только, объединив свои усилия с усилиями медиков, педагогов и родителей. Родители первыми начинают воспитание своих детей, даже если не хотят этого. Они часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Ребенок должен перенять у взрослых отношение к телу, к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.
Сформировать потребность и поддержать интерес к движениям, поможет использование разнообразных способов организации игровой деятельности, как с участием детей, так и с участием взрослых, а применение традиционного и нетрадиционного оборудования как в детском саду, так и дома. И вот здесь мне хотелось бы помечтать: в каждой квартире, где живёт ребёнок, обязательно должен быть физкультурный уголок. Я его представляю себе таким: шведская стенка до потолка, различные тренажёры, турники, канаты, «груша» и боксёрские перчатки, обязательно мячи, скакалки, кегли, кольцебросы, гантели, диски здоровья, фитболы, чтобы у детей был выбор. А самое главное, комната, где всё это находится просторная, светлая и ничто не мешает движениям детей.
Наблюдая за играми детей, я заметила, что девочки и мальчики не только отдают предпочтения разным играм и пособиям, но даже обучаются спортивным элементам и упражнениям с разной интенсивностью. Позже, мне попалась в руки книга Ерофеевой Н. Ю. «Гендерная педагогика», и я нашла подтверждение тому, что к воспитанию детей нужно подходить с учетом пола. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на 5-6 годах, а мальчики - только на 7 году. Мальчики лучше воспринимают синий цвет. Лучше видят левым глазом. Девочки лучше воспринимают красный цвет. Хорошо видят обоими глазами.
Следовательно, дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного пола.
Убеждена, что вопросы гендерной педагогики надо включать в образовательные программы педагогических учебных заведений. Раздельные занятия помогут воспитать в девочках – женственность, в мальчиках – мужественность, т. е. дадут возможность ребенку самореализоваться.
Главная мечта моего детства сбылась – я работаю с детьми и учу их побеждать: каждый день делать то, что не получалось ещё вчера и мы вместе радуемся этим маленьким победам. Ну, а победы сборной команды нашего детского сада в районных соревнованиях – это заслуга всех, кто принимает участие в воспитании наших юных спортсменов.
Я чувствую себя ответственной за здоровье своих воспитанников. И давно поняла: успеха в жизни добиваются те люди, которые не перестают учиться всю жизнь. Я и сама «вечная школьница». Мне интересно все новое, хочется побольше узнать, запомнить. Зачем? Жизнь - увлекательный процесс познания. Моя задача – научиться правильно им пользоваться.
Я снова думаю о детях, и снова представляю того курносого проказника – мальчишку: рот до ушей, в глазах счастливый блеск, танцующие ямочки на щёчках…Он бежит по цветущему лугу без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с ним был любящий, опытный наставник.